Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о моделях и модельном бизнесе в Рязани. Встречайте! В гостях у REST-PORTAL’а известный рязанский фотограф и один из соучредителей школы моделей «Art Fashion» Олег Бородяев.
Олег, здравствуйте. Когда, на Ваш взгляд, в Рязань пришёл модельный бизнес? Когда появились первые модельные агентства и школы?
О.Б.: Как таковой модельный бизнес начал у нас развиваться в середине 90-х годов. В 92-93 годах этим только начинали интересоваться, появился спрос. Первая же школа моделей появилась в Рязани в самом конце 90-х, может даже в начале 2000-х. Точный год не скажу. Несколько лет спустя появились ещё школы моделей, по крайней мере, так они себя позиционировали. Эти школы то начинали, то заканчивали, наверное, это было связано с тем, что модельный бизнес сам по себе достаточно сложный. Если говорить о нас, то мы к созданию школы пришли потому, что квалификация моделей на тот момент нас не устраивала. Не было навыков дефиле, позирования – это те навыки, которые в первую очередь востребованы в фото и видеорекламе. Заказчик готов платить бОльшие деньги за возможность поработать с подготовленной моделью. При съёмке моделей без опыта приходится больше времени тратить на сам процесс, поэтому квалификация в модельном бизнесе очень важна.
Как сейчас развивается модельный бизнес в Рязани?
О.Б.: Последние года полтора было резкое затишье, видимо в связи с кризисом. И вот только сейчас, ещё перед жарой, для нас два месяца были довольно успешны, активизировались московские и заграничные партнёры. В Москве же сейчас наиболее развитое направление модельного бизнеса – это скаутинг, то есть они «перепродают» заказчику моделей из различных агентств. Мы же в Рязани стараемся работать непосредственно с конечным заказчиком. За последнее время наметилось довольно много плюсов, эта сфера развивается, что радует.
Когда «Art Fashion» вышел на модельный рынок Рязани?
О.Б.: Началось всё около 5 лет назад. У нас просто продакшн-студии постоянно спрашивали девушек, а моя партнёрша по этому бизнесу (Наталья Плетнёва) когда-то сама была в модельном бизнесе и у неё были свои знакомые модели. В самом начале мы организовали студию моделей, когда могли пригласить модель и куда-то её потом перенаправить. Мы, как я уже говорил, тогда столкнулись с таким моментом, что уровень моделей был недостаточен. К тому же любое агентство, которое работает серьёзно на этом рынке, долго общается с моделями, прежде чем начать их куда-то предлагать. Внутренние качества модели бывают гораздо важнее внешних данных. Если сама по себе девушка хорошая, то её можно отправлять на серьёзные заказы. Ни одному агентству не хочется опозориться или послужить источником какого-нибудь скандала. Мы и партнёров своих очень долго проверяем, прежде чем начать с ними сотрудничать. Нет другого способа, чтобы проверить модель и научить её, кроме как начать с ней заниматься. Бывает даже приходит подготовленный человек, но мы всё равно несколько раз встречаемся, общаемся. Бывает, проходит 2,3,4 месяца, прежде чем мы можем предложить ему серьёзную работу. Лучше растянуть время общения с моделью, чем потом краснеть перед заказчиками. Именно школа моделей у нас начала действовать где-то года 2 назад, началось всё с работы на «Мисс Рязань», готовили моделей как раз для этого конкурса.
Как Вам пришла мысль поучаствовать в создании школы моделей?
О.Б.: Мне это было в первую очередь просто интересно. Я не могу сказать, что занятие модельным бизнесом, будь то школы или агентства, в Рязани приносит большую прибыль. Для меня это как хобби, как интересное дополнение к основному заработку. Сама по себе сфера интересна, оно непременно разовьётся со временем. Я считаю, что очень неплохо быть у истоков, внести свой вклад в историю этой сферы деятельности. Деньги здесь небольшие.
Сколько человек и дисциплин вообще требуется для осуществления образовательного процесса?
О.Б.: У нас сейчас преподаются дефиле, хореография, макияж, актерское мастерство, фотография, юридически аспекты, этика поведения. Всего получается 7 дисциплин. Соответственно, у каждой дисциплины свой преподаватель, нам этого хватает.
Олег, как считаете, почему девушки так стремятся попасть в модельный бизнес? Почему приходят в школу моделей и модельные агентства?
О.Б.: В Рязани действительно далеко пробиться очень сложно. Даже если говорить о России, то девушек, пробившихся на мировой уровень, от силы наберётся десяток. Но с другой стороны, увидеть себя на баннере или в рекламе в пределах города – это всё некий элемент популярности. Это интересно. Чаще всего, наверное, девчонок привлекает не возможность заработать денег (хотя и она есть), а возможность стать популярной, быть на пике событий. «Индустрия красоты» — это понятие, которое сейчас активно развивается, модно быть причастным к этому. Ты известен в индустрии, ты известен среди сверстников – этот момент для них очень важен.
Что отличает профессионально подготовленную модель от девушки без опыта съёмок?
О.Б.: Чем хороша профессиональная модель? Она может быть не самая красивая девушка в городе, но она знает множество тонкостей, которые необходимо учитывать, чтобы поставленная перед ней задача была выполнена качественно. Она же – модель, её задача – отработать весь процесс для заказчика, а не просто себя показать. Профессиональная модель за счёт знания каких-то нюансов снимает часть ненужной работы с фотографа, стилиста, визажиста.
Есть ли в Рязани профессиональные модели?
О.Б.: Как таковых профессиональных моделей в Рязани, пожалуй, нет. Хотя в этом направлении всё больше и больше сейчас заметно сдвигов. Дело в том, что если брать модельную сферу как таковую, то существуют как модели с большим опытом (профессионалы своего дела), модели среднего уровня, только начинающие модели. Главное в модельной сфере это тот самый опыт и история. Модели разного уровня между собой общаются, тем самым происходит постоянный обмен и накапливание опыта. Поясню про историю, для этого отойдём немного в сторону. Рассмотрим тему визажа, причёсок и макияжа. В Москве, например, достаточно сухо всё и примитивно в этом плане, но хорошие визажисты и стилисты есть. Возьмём Питер… шикарнейшие визажисты и парикмахеры, у которых всегда есть новые, креативные идеи. Почему так? Питер в историческом плане, даже в плане архитектуры той же всегда был более серьёзен, чем Москва. И человек, который живёт в этой атмосфере, он всё в себя впитывает. Есть культура того, как правильно выглядеть, одеваться, краситься, есть даже культура именно работы моделью. Только на фоне общего роста культуры появляются модели. Когда же девочка не воспитывалась в подходящей среде, очень тяжело будет ей пробиться в модельном бизнесе, то есть нет этой самой культуры. Если взять заграницу… есть две расположенные недалеко друг от друга страны – Италия и Франция. Италия имеет очень древние корни, Франция же более молода в этом плане. Соответственно, стилисты и визажисты по своему уровню считаются гораздо более серьёзными, чем во Франции. Вот так и у нас, если брать Рязань… пока не пройдёт некоторое время, пока не накопится опыт, пока город не станет более красив, пока не появятся действительно хорошие стилисты и визажисты, магазины с хорошей одеждой, то модельный пласт будет развиваться медленно.
Сколько времени требуется, чтобы подготовить модель для съёмок и выступлений?
О.Б.: Если говорить о подготовке на уровне города, то это где-то 2.5-3 месяца. То есть если она через 3 месяца не «пошла», не начала двигаться, то, скорее всего, эти навыки не появятся и потом. Бывают девушки, которые внутренне несколько зажаты, и их всего лишь нужно подтолкнуть, чтобы они раскрылись. Модель – это умная, пунктуальная, сообразительная, знающая себе цену, но не завышающая её, девушка. Это девушка, которая умеет правильно себя вести, двигаться, быть разносторонне интересной, иначе мало что получится. Модели чаще всего люди достаточно интересные в общении, а то, что профессиональные модели глупы – это миф. Профессионалы в этом бизнесе – это люди, которые пашут, пашут и пашут. Модель встаёт рано утром и отправляется на кастинги, и хорошо, если 1 из 30 посещенных кастингов будет для неё успешен. Нужно постоянно быть в тонусе, с хорошим настроением, умудриться сделать так, чтобы именно на неё обратили внимание, а не на те 2 сотни претенденток, которые также пришли на этот кастинг. Всё это требует серьёзной внутренней и внешней работы над собой, так что всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Кто является заказчиками у модельных агентств и школ моделей?
О.Б.: Когда мы открывались, когда только начинали предлагать моделей, то одними из первых заказчиков была администрация города. Им нужны были девушки с хорошей историей, репутацией, которые могли бы быть лицами города – это поездки на различные конференции, как по России, так и за рубеж. Были поездки и в Париж, одна девочка уже несколько лет работает в Японии. Когда же мы начали расширение нашей деятельности, как раз в тот момент подошли к созданию школы моделей. Столкнулись с такой ситуацией, что не все агентства, с которыми предполагалась работа, были с настолько чистой репутацией, насколько они сами о себе говорили. В этом бизнесе довольно много людей, которые пытаются получить быстрые деньги, не заботясь о репутации. Поэтому процесс подхода к тесному сотрудничеству с агентствами попытались сделать более длительным, чтобы уменьшить риск попасть на недобросовестного заказчика.
Многие ли остаются в модельной сфере после того, как заканчивают специализированные школы?
О.Б.: 100% модель будет пользоваться полученными знаниями всю жизнь. Она может двигаться и вести себя так, как её учили. Сами знания достаточно универсальные и позволяют девушке выделиться на фоне остальных. Если говорить про Рязань, то я думаю, что процентов 30 востребованы как модели в рамках города. Чаще всего – это фото и видеосъёмки. Я не могу сказать, что модели могут это считать для себя заработком, не те это деньги, на которые они могут жить. В первую очередь – это интересное хобби, а во-вторых – это позволяет познакомиться с интересными людьми. Именно знакомства и возможность вращаться в этой сфере стоят гораздо больше, чем заработанные моделью деньги…
Фотографии для статьи предоставлены Олегом Бородяевым
Это был взгляд человека, который занимается подготовкой моделей, но это ещё не всё. Следите за обновлениями, ведь совсем скоро Вашему вниманию предстанет ещё одно интервью, которое раскроет особенности модельного бизнеса с другой точки зрения.