Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
суббота, день2..4 °С
суббота, вечер-1..1 °С
воскресенье, ночь0..2 °С
воскресенье, утро0..2 °С
18 ноября, суббота2..4 °С

История рязанского кинопроката. Кинотеатр «Дружба»

7 апреля ’09, REST-PORTAL.RU   17
Петров Борис Дмитриевич
Предприниматель, с 1999 года управляющий кинотеатром «Дружба». Лауреат конкурса общественного признания «Люди года — 2008» в номинации «Сподвижник кино»



Расскажите о том, что случилось с рязанскими кинотеатрами в постперестроечный период? Они оказались никому не нужны?

После перестройки в Рязани началось время, когда сильно изменилась конъюнктура рынка, на нашу страну хлынул поток видео продукции, все новинки появлялись на видеокассетах, а не в кинотеатрах, никто этот процесс не регулировал. Поэтому видеофильмы вытеснили с рынка кинофильмы на кинопленке. Кинотеатры оказались к этому не готовы, у них была старая административно-хозяйственная система управления. Еще одним фактором, повлиявшим на ситуацию, стало то, что на кинорынке отсутствовали кино-хиты, фильмы выходили с большим опозданием, когда их уже все посмотрели на видео. В то время не было закона по аудиовизуальным произведениям, поэтому повсеместно функционировали видео салоны, в которых незаконно показывались фильмы с видео кассет. Таким образом, кинопрокат был «убит», все кинотеатры оказались невостребованными, разоренными, их приватизировали под мебельные салоны, клубы, магазины...

Почему Вы решили заняться кинобизнесом, тогда как другие предприниматели предпочитали более легкие способы получения прибыли? Каковы были входные барьеры в этот бизнес? Насколько серьезно Вы рисковали?

На тот момент я интересовался кино и разбирался, как оно снимается, какие фильмы можно показывать, а какие — нельзя, кино было моим хобби. Когда я пришел в кинобизнес, основной трудностью было найти компромисс между теми, кто хотел заниматься кино, но по каким-то причинам не мог, и владельцами кинотеатров, которые не хотели заниматься возрождением кинопроката. Судьба свела меня с бывшим директором кинотеатра «Дружба» Резуновой Региной Викторовной. В то время кинотеатр худо-бедно функционировал, в нем показывались фильмы, на втором этаже был мебельный салон, внизу аптека, газетный и цветочный ларьки, в общем, был универмаг. Потихоньку мы вместе начали работать над возрождением кинопоказа, фильмы тогда выходили с полугодовалой — трехмесячной задержкой после релиза.

Первые инвестиции были сделаны в установку системы объемного звучания, ремонт кинопроекторов. Кинотеатр начал развиваться. Потом было решено уйти от формальностей, которые мешают работать, и взять весь кинотеатр в аренду на длительный срок с учетом сохранения коллектива, потому что в «Дружбе» на тот момент работали немногие оставшиеся профессионалы рязанского кинопроката. Коллектив, конечно, немного видоизменился с течением времени, пришли молодые сотрудники, но основной костяк я постарался сохранить.

Затем мы произвели поэтапный ремонт – реконструкция здания была определена условиями договора арены. Все условия были выполнены.

Какие задачи приходилось решать? С какими трудностями Вы столкнулись?

Основной трудностью было взаимодействие с представителями властей, они с недоверием относились к тому, что люди хотят показывать кино в кинотеатре, считая, что это только прикрытие, и здание уйдет под какой-нибудь мебельный магазин, как это уже было. Плюс технические проблемы, кинотеатр – это большие площади, все коммуникации были в ужасном состоянии, как и само здание.

Много лет интерес к кино у широкого зрителя был потерян, за счет чего «Дружбе» удалось выжить в этих условиях?

Нам удалось выжить, прежде всего, за счет подбора репертуара, мы проводили различные мероприятия по популяризации кино, это фестивали «Золотой витязь», «Сталкер», каждый год устраивали премьеры с участием известных актеров. Плюс, конечно, за счет того, что конкуренции не было.

Когда у рязанского зрителя снова появился интерес к просмотру кино не на видео, а на широком экране? Что стало толчком для развития?

Точкой отсчета можно считать период выхода на экраны трилогии «Властелин колец» и фильма «Гарри Поттер и Философский камень», это 2001-2002 годы. До этого народ шел на отдельные фильмы, такие как «Титаник», «Сибирский цирюльник». А где-то после 2004 года люди стали ходить на все кино: и на фестивальные фильмы, и на блокбастеры. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что именно в это время на экраны вышло много российских премьер. Конечно, самое выгодное производство фильмов налажено в США: и быстро, и качественно, и зрелищно. Я думаю, со мной согласятся многие зрители, что медийные голливудские лица уже примелькались, поэтому в 2004 году, когда начали сниматься наши фильмы, у людей вновь появился интерес к российскому кино.

Из каких элементов складывается работа кинотеатра? В чем вы видите главные задачи управления кинотеатром?

Кинотеатр можно сравнить с фабрикой грез, и его работа складывается из многих факторов, это и хозяйственно-техническая часть, и творческая составляющая — подбор репертуара, и управление людьми, ведь нужно добиться того, чтобы каждый работник был на своем месте. Это комплексное решение всех задач. Вообще у нас демократический стиль управления, все решения принимаются коллегиально, а когда решения приняты, на определенного человека возлагаются обязательства по исполнению этих решений.

Каковы критерии оценки качества работы кинотеатра, на ваш взгляд? Широта репертуара? Цена билетов? Качество обслуживания? Качество показов? Шикарный интерьер кинотеатра? Обслуживание и дополнительные услуги?

Это очень интересный вопрос. В нашей стране существует три вида кинотеатров. Первый – это кинотеатр формально, то есть от кинотеатра остается только вывеска, а в здании работают мебельные магазины, аптеки, может даже висеть афиша, но на самом деле все это скорее напоминает универмаг советского времени, чем место, где показывают кино. Второй вид – это народные кинотеатры, такие как, например, «Дружба». Наш кинотеатр был построен в 1959 году, и по тем временам спланирован с большим размахом. И третий тип – это ультрасовременные кинотеатры, построенные по новым проектам с использованием современных технологий, с учетом современных пропускных способностей зрителей.

Еще раз отмечу, что наш кинотеатр относится ко второму поколению, это переоборудованный кинотеатр социалистических времен, он был построен по системе «зашел-вышел». До реконструкции каждый зал вмещал 440 человек, люди покупали билеты в кассе и затем проходили в фойе. Там можно было подняться на второй этаж, где работал буфет от ресторана «Первомайский», выпить томатного сока, съесть коржик и пойти смотреть кино. Залы не были оборудованы кондиционерами, люди смотрели фильмы в узких креслах. После реконструкции залы стали вмещать уже 260 человек, проходы между рядами были расширены, кресла стали удобнее. Вообще совершенствоваться можно бесконечно.

А «Люксор», например, – это ультрасовременный кинотеатр именно такими и должны быть открывающиеся в наше время кинотеатры, с таким количеством мест, залов, буфетов. Поэтому сравнивать эти два кинотеатра нельзя.

Каким образом строятся взаимоотношения кинотеатров с издателями и прокатчиками? Кто определяет репертуар кинотеатра: зритель или прокатные компании?

На кинорынке в определенный момент есть премьерные фильмы, каждую неделю их выходит от одного до четырех. И кинотеатр, зная своего зрителя, пытается взять в репертуар тот или иной фильм. Когда идут блокбастеры, они выходят сразу во всех кинотеатрах. Но существуют кинотеатры, я сейчас говорю прежде всего о Москве, которые работают на молодежного зрителя или показывают преимущественно фестивальные фильмы. Вот они-то как раз и подбирают свой репертуар под определенную аудиторию. Основная задача издателей – освещать выход фильма, чтобы обеспечить его своевременный показ в кинотеатрах. Диктат со стороны прокатных компаний может заключаться только в определении количества сеансов в день, длительности показа (например, в течение трех недель), цены билета и кассовых сборов.

Почему московские инвесторы до недавнего времени не пытались открыть в Рязани новые киноцентры?

Строительство, оборудование и организация каждого кинотеатра стоит очень больших вложений. Московские инвесторы пытались охватить прежде всего столичные площадки, потому что столичный зритель самый активный, он лучше разбирается в кино, чаще ходит в кинотеатры, и сборы в Москве совсем другие – не такие, как у нас. В Москве можно наблюдать такую ситуацию: на станции метро стоят два кинотеатра напротив друг друга, в одном семь залов, в другом – четыре, и они как-то уживаются. То есть развитие кино-отрасли шло, прежде всего, в Москве плюс в городах-миллионниках, таких как Санкт-Петербург, Воронеж, Свердловск, города Подмосковья. А потом, когда столичные площадки были освоены, инвесторы обратили внимание на регионы. Чтобы выйти в нормальную зону конкуренции, они обратились к городам с 500-тысячным населением. И это хороший процесс развития кинобизнеса. Как говорится: «Кино – в массы, а деньги – в кассы».

Многие критиковали «Дружбу» за то, что, пользуясь сложившейся монополией, кинотеатр не ремонтируется и не развивается. Так ли это на самом деле? Что было сделано?

Мы понимали, что с одной стороны являлись монополистами в данной отрасли, а с другой – что здание не обладает достаточной пропускной способностью. И за счет того, что некоторые зрители себя некорректно вели, возникали определенные проблемы. На самом деле, постоянно проводились косметические ремонты, менялся ковролин, чехлы у сидений, обивка залов, по 2-3 раза в каждом, был отреставрирован фасад здания, произведена замена коммуникаций. Были установлены кондиционеры, модернизирована система окружения звуком, в аппаратной было введено много новшеств, связанных с кинопоказом. Недавно мы открыли зеленый кинозал, чтобы можно было показывать шесть фильмов одновременно.

У нас был проект открытия еще одного кинотеатра в Рязани, мы вели переговоры со многими строительными компаниями, к сожалению, эти переговоры не увенчались успехом. Рязанским строителям выгоднее возводить жилые дома, никто не хочет вкладывать средства в социально-культурные проекты, которые очень долго окупаются.

Все это время мы развивались, но ведь невозможно на корпус от паровоза поставить двигатель от реактивного самолета. Есть проблемы, связанные с тем, что здание остается в муниципальной собственности, оно построено уже очень давно, и чтобы поменять планировку, надо много вопросов согласовывать с властями. Поэтому ремонт был оптимизирован таким образом, чтобы провести реконструкцию, не затрагивая капитальные стены, не меняя планировку самого здания. Еще одна проблема заключается в том, что пейзаж у нас сероват, вход в кинотеатр совмещен с остановкой, остановочный комплекс сделан специально для того, чтобы никаких палаток вокруг здания не было. И если посчитать, сколько человек проходит за день через остановку, получится очень большое количество людей, и вся грязь тащится в кинотеатр.

Несколько лет назад «Дружба» устраивая премьерные показы, приглашала исполнителей представить фильм зрителям. С какими сложностями это было сопряжено? Насколько это оправдалось в смысле повышения зрительского интереса?

Раньше «Дружба» была Центром российского кино, у нас был договор с Агентством кинематографии, по которому мы совместно проводили ежегодно либо премьеру, либо фестиваль. В начале артисты с удовольствием приезжали, проводили премьеры, рассказывали о фильмах. Потом состояние отрасли стало постепенно улучшаться, в Агентстве кинематографии ситуация изменилась, и артисты стали требовать за выступления значительно большие гонорары. На этом все и остановилось. И еще такой момент: то ли поколение кинозрителей сменилось, то ли этому есть какая-то другая причина, но современному зрителю стало неинтересно общаться с актерами старшего поколения, с актерами такого уровня, которые снимались, например, в фильме «А зори здесь тихие». И пример этому – приезд в Рязань Евгения Стеблова с фильмом «День выборов». В зале сидела публика, которая вообще не понимала, по-моему, что происходит. Они купили билеты и думали, что будет шоу, а Стеблов станет скакать по сцене, чтобы их развлечь. А он просто рассказывал о фильме, о своей жизни, и мы увидели, что понимание со зрителем не достигнуто. Было стыдно за рязанцев.

А были времена, когда люди приходили именно пообщаться с актерами, и сидели на ступеньках, когда заканчивались билеты. Например, такая ситуация была, когда приезжал Никита Михалков. Раньше и артисты были другие, они привозили свою фонограмму, пели, танцевали, читали стихи, а сейчас есть такие актеры, которые двух слов связать не могут, но есть и очень интересные молодые ребята. Но все равно нет такого размаха, как у старых актеров.

Сейчас на экранах появилось очень много молодых малоизвестных актеров, поэтому, когда на афишах появляется фамилия какого-то актера, который снялся в нескольких фильмах, но его пока никто не знает, интерес к премьере с его участием невелик, но проходит какое-то время, актер начинает активно сниматься в сериалах, и люди говорят: «А ведь он к нам приезжал…» С другой стороны, актеры, которые хорошо известные широкой публике, требуют очень большие гонорары.

Многие рязанцы, бывая в Москве, посещали там кинотеатры, а затем, вернувшись в Рязань, категорично высказывались (в том числе и на сайте «Дружбы») о том, что «Дружба» современным кинотеатром не является. Что можно об этом сказать? Так ли все плохо на самом деле?

Когда кинотеатр реконструировался в 1999 году, ставился вопрос о сохранении кинопроката в Рязани. «Дружба» работала на последнем издыхании, потому что репертуар был не такого уровня, как сейчас, сборы были совсем не те. И в конечном итоге все могло прийти к логическому завершению – кинотеатр просто продали бы с молотка. Поэтому реконструкция проводилась так, как это было возможно на тот момент. Если взять московские кинотеатры стоимостью в 1 млн. долларов и 10 млн. долларов, они значительно отличаются друг от друга. То есть большое значение имеет размер первоначальных вложений. Если кинотеатр находится в торговом центре, к нему предъявляются определенные требования. В зале сейчас должно быть максимально 200 мест, минимально – 150, он должен быть компактным и уютным. Нельзя каким-либо образом уменьшить или перегородить большие залы кинотеатра «Дружба», изначально рассчитанные на 440 мест. Также большое значение имеет, построен ли кинотеатр в конце 50-х годов прошлого века из песка и кирпича, или это новейший проект здания из стекла и бетона.

Как в целом относитесь к критике, оставляемой, в том числе, на сайте кинотеатра?

Я вообще положительно отношусь к критике, потому что есть недостатки, которые действительно можно и нужно устранять, но есть и неконструктивная критика. В любом случае по каждому инциденту мы разбираемся, пытаемся что-то изменить, стать лучше.

Какая ситуация сложилась на рынке после открытия «Люксора»? Каковы конкурентные преимущества «Дружбы» в данной ситуации?

Во-первых, конкуренция это всегда хорошо, в конкуренции рождаются преимущества. А ситуация сейчас такая: если раньше в Рязани было определенное количество кинозрителей, которые ходили в «Дружбу», теперь произошло перераспределение аудитории, часть зрителей предпочитает посещать «Люксор», часть остается верна «Дружбе».

Повторюсь, «Люксор» – это кинотеатр нового поколения, на мой взгляд, там все грамотно сделано: количество залов, мест, предсеансовых помещений, политика составления репертуара, но, как и у любого недавно открывшегося развлекательного центра, есть свои недостатки.

Главное преимущество «Дружбы» — это то, что наш кинотеатр является народным, вот уже 50 лет мы показываем кино для любимого города, таким образом, мы имеем большой опыт работы с рязанским зрителем. Также большое значение имеет местоположение кинотеатра «Дружба». Помимо всего прочего, наш кинотеатр проводит различные благотворительные акции для пенсионеров и детей-сирот, льготные сеансы для школьных групп, активно участвует в общественной жизни города.

Два кинотеатра – это хорошо, будет три – станет еще лучше в первую очередь для зрителей. Больше фильмов можно будет посмотреть, потому что мы физически не могли показать все фильмы, ставили в репертуар только те, которые, на наш взгляд, обладали определенной коммерческой успешностью и были бы интересны рязанским зрителям.

Каковы настроения в отрасли в связи с кризисом. Каковы ожидания участников рынка и возможные потери для бизнеса? Как отреагирует на кризис отрасль?

Настрой у нас всегда «не отступать и не сдаваться» и работать при любых условиях. Будем дальше работать над нашими недостатками.

Киноотрасль реагирует на кризис, прежде всего, сокращением числа копий и выпускаемых фильмов, многим проектам, наверное, даже не суждено осуществиться: сейчас на их запуск нет денег, а через некоторое время они станут неактуальны. Основная часть репертуара составляется в Голливуде, поэтому многое зависит от того, как будут обстоять дела там. Репертуар российских картин, к сожалению, процентов на двадцать будет уменьшен, в основном на экраны кинотеатров будут выходить голливудские блокбастеры и хорошо раскрученные фильмы — «торговые марки» (такие как «Люди Икс», «Форсаж»), в связи с кризисом люди не будут рисковать вложениями в новые проекты. К сожалению, российских фильмов станет меньше.

Как Вы относитесь к современному российскому кино?

Я считаю, что нам не надо снимать фильмы на голливудский манер, надо равняться на нашу классику: «Летят журавли», «Семнадцать мгновений весны», эти пусть и малобюджетные фильмы являются высококлассными образцами мирового кинематографа, понятными нашему обществу и наполненными добром, взаимопониманием и простыми человеческими ценностями. У нас сейчас появилась замечательная плеяда актеров: Миронов, Гармаш, Машков, Безруков, Меньшиков, из актрис, пожалуй, можно выделить Чулпан Хаматову.

Российским фестивальным фильмам, на мой взгляд, чего-то не хватает: линия судьбы или линия стремления через фильм проходит не очень отчетливо, это хорошо заметно в последних фильмах «Чужие», «Бумажный солдат», «Дикое поле».

В этом году кинотеатру «Дружба» исполняется 50 лет. Какие задачи стоят перед вами сейчас? Какие возможности Вы видите для развития кинотеатра в будущем?

50 лет – это уже срок. Я продолжатель традиций этого кинотеатра. Основная задача, которая стоит перед нами – качественный и своевременный показ фильмов и качественное обслуживание наших зрителей. Ведь кинотеатр «Дружба» — это история нашего города и история кино нашего города, кого-то здесь принимали в пионеры, кто-то здесь выпускался из школы, у многих зрителей разных поколений связаны с ним самые теплые воспоминания.

Читайте также:

Комментарии (17):

8
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Ольга Ларина   7 апреля ’09   #
Уважаемый Борис Дмитриевич,
Хочется сказать Вам огромное спасибо за то, что на протяжении многих лет кинотеатр «Дружба» давал нам возможность быть в курсе новинок мирового кинематографа, культурно отдыхать и получать удовольствие от просмотра фильмов. Пусть у кинотеатра были и есть отдельные недостатки, но всегда было видно, что он стремится идти в ногу со временем, не стоит на месте и развивается. Мы, зрители, очень Вам за это благодарны.

«Люксор», может, и посовременнее, но находится он у черта на рогах, а в Дружбу всегда можно успеть после работы. Да и в выходные приятнее после сеанса по городу погулять, обсудить полученные впечатления.

Удачи Вам и не останавливаться на достигнутом!
Ольга   9 апреля ’09   #
Поддержу Ольгу Ларину Спасибо Вам за работу. «Дружба»— замечательный кинотеатр, с которым связаны многие приятные воспоминания. Прошло 50 лет с момента создания кинотеатра, сменилось несколько поколений, а «Дружба» до сих пор пользуется популярностью и остается наиболее востребованным местом проведения досуга. Не буду сравнивать «Дружбу» с новомодным «Люксором», оба кинотеатра имеют свою аудиторию, скажу только одно: "Без «Дружбы» невозможно представить наш город, это по истине народный кинотеатр!"

Успехов Вам, процветания и долгих лет работы!!!
Злой   9 апреля ’09   #
Да. Все может измениться с вводом мори синема на подбелке. Там и центр и 4 зала.
LUCKY   17 апреля ’09   #
вот интересно почему в Вашем кинотеатре постоянно складывается впечатление, что те люди которым платят за то что бы они улыбались и качественно обслуживали
-— постоянно с таким видом, как буд то они делают тебе великое одолжение обращая на тебя внимание!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я   31 июля ’09   #
...а мне там один кассир нравится, когда приходил, всё время улыбались друг другу. Интересно, как она там?....))))
Anna   11 октября ’09   #
Спасибо Вам большое))) если бы не вы, то до появления всех этих новомодных кинотеатров, мы бы вообще жили без кино!! я за дружбу)))) она близко и воспоминаний действительно много)))
Алена   13 ноября ’10   #
Спасибо, что вы есть. Так приятно иногда сходить с детьми или с друзьями на хороший фильм.
sparta   13 ноября ’10   #
сколько времени были монополистами на целый город!!!Это недопустимо с точки зрения конкуренции и развития. В перспективе не вижу будущего у Дружбы. Люксор в Круизе, Малина и новый Люксор у Плазы поддавят серьезно. Поход в кино сейчас часто не ограничивается самим кино...
Михаил Ванишев   19 января ’12   #
интересно было почитать это ещё раз сейчас, когда на подходе 3 кинотеатра
что будет с Дружбой после появления Кронверк Синема? боюсь, что это будет очень печальная история....
Elena   ООО «ГруппаС»   3 февраля ’12   #
Я считаю, что Дружбе надо сделать апгрейд. А то смотреть на полуоблезшие вывески неприятно .Место расположение кинотеатра очень даже нормальное. Из минусов паркинга нет, но все равно свою целевую аудиторию можно удержать.
Михаил Ванишев   3 февраля ’12   #
ну вы представьте, что через пару месяцев в 500 метрах от Дружбы появится 8-мизальный кинотеатр... уже сейчас видно что с ней что-то не так, на этой неделе из 12 премьер они показывают только три: две премьеры это низкосортные ужастики, и ещё одна не менее отстойная комедия... без комментариев короче...
Лариса   3 февраля ’12   #
[


Михаил Ванишев,

в 500 метрах от Дружбы появится 8-мизальный кинотеатр...
в Плазе?

Михаил Ванишев   3 февраля ’12   #
да, я писал выше — Кронверк Синема
Лариса   3 февраля ’12   #
спасибо. Да наверное дружбе уже не помочь, выбывает она из гонки....
Француженка   салон красоты «Француженка»   3 февраля ’12   #
    ну вы представьте, что через пару месяцев в 500 метрах от Дружбы появится 8-мизальный кинотеатр...
Размер не всегда имеет значения .

Я считаю, что абсолютно не все еще потеряно. При желании из «Дружбы» можно сделать маленький, но стильный и модный клубный кинотеатр.
Михаил Ванишев   3 февраля ’12   #
большие кинозалы в системе современного кинопроката, это практически как динозавры...
вот бы мнение самого Бориса Дмитриевича услышать, а то салон красоты всё ж таки далёк от киноиндустрии
Anila   3 февраля ’12   #
Мне очень нравится в дружбе, приходишь туда и сразу вспоминаешь, как ходили в дружбу в школьные годы)) ностальгия что ли. периодически заходим туда с друзьями что-то посмотреть, большой зал — это супер, маленькие залы не люблю, совсем другое восприятие фильма. плюс там практически не бывает много людей и в коридоре такой прекрасный запах попкорна)))))))))))
© 2007—2017, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru