Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
понедельник, ночь-2..-4 °С
понедельник, утро0..-2 °С
понедельник, день1..3 °С
понедельник, вечер-1..-3 °С
23 октября, понедельник-2..-4 °С

Премьера в театре Драмы: С любимыми не расставайтесь

29 февраля ’16, Анастасия Милованова   1
На сцене Театра драмы – работа молодого режиссера Евгения Маленчева. Для театрального эксперимента он выбрал пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Название настраивает на сентиментальный лад? Напрасно. «Всяк, сюда входящий», должен заранее отказаться от ностальгии, ретромании, «Балладе о прокуренном вагоне» и прочих ультраромантических ожиданий. Если отжать из мелодрамы воду и дать волю воздуху, которым так славятся тексты Володина, получиться «прохладный», честный, сложносочиненный спектакль про каждого. Володин здесь больше поэт, чем драматург. Маленчев — больше алхимик, чем постановщик. Задача – смешать стихии и следить за реакцией.



На билете вместо привычного «ряд, место» — адрес. Квартира «такая-то»... Большой зал удивляет тихой пустотой. Проходишь насквозь: мимо красного бархата, лакированных подлокотников, в темную глубину сцены. И сразу: светло, тесно, людно. Миновав пространство «около», с порога попадаешь «в игру».

В «квартире» уже собрались «гости». Но «хозяева» старательно публику игнорируют. Например, бесконечно чистят многочисленные ботинки. Так нам объясняют «правила игры» и начинают «круг». Если долго повторять одно и тоже, слово теряет привычный смысл и обретает новое значение. Когда «время действия» становиться просто неприличным, мысли о достоверности тают как гуталин под софитами. Квартира квартирой, а поэзия по расписанию.



Действия, как и слова, таят множество смыслов. В быту: чистить ботинки — значит чистить ботинки. А внутри? Кому не случалось по десятому кругу «переделывать сделанное»? Не ради порядка, опрятности или лоска. В задумчивости, в гневе, в тоске. Что чувствует человек, когда чистит ботинки? О чем он думает? Как часто мы обращаем внимание на такие мелочи? Как много метафор можно найти в быту?

Поначалу публика «каменеет». Привыкая к обстановке, принимается ерзать, шептаться, шутить и посмеиваться: «Шла в театр, а куда попала? Давайте начинать, уже все дома!» Но шумят в полголоса, в пол силы, с прямой спиной. Вместо уютной темноты партера — «крупные планы» и многочисленные соседи. В окно видно пустую комнату и зрителей в других квартирах.



Зритель изолирован и вовлечён одновременно. С одной стороны, он — внутри истории. С другой – смотрит на нее сквозь многочисленные «перегородки». Капитальная стена – нужда и препятствие — предмет отдельного разговора. Ломать и строить – действия символические. «Как только мы поставили перегородку, я стала человеком… не ожидала, что это будет так грустно...».



Артисты совсем рядом. Можно рассмотреть родинку на запястье, шов на рукаве, встретиться взглядом. И тебя тоже видно. Человеку напротив, «соседу», герою. Кто-то наблюдает, как наблюдаешь ты. Матрешка смыслов. Непривычное привычное. Белые стены, стекло, свет. Вместо обыкновенной «малой сцены» — поэтическая лаборатория, рентген, микроскоп, суд присяжных и шоу «За стеклом».



Пространство «внутри», пятую квартиру освещают десятки лампочек. Большие, матовые, солнечного тепла. «Совок» и шик одновременно: коммунальная кухня, голливудская гримерка, волшебная карусель. Центр светопритяжения — импозантный мужчина в ослепительном (буквально) костюме (Арсений Кудря). Человек — луч, зеркало и ось действия. Он настраивает ретрообразный радиоприемник, а месте с ним и зрителей на одну частоту. Мелодия— мелодия— речь: поэтический подстрочник, методичка по «Системе сигналов», «музыкальная формула будней». Это голос человека, ответственного за крылатое «стыдно быть несчастливым». «От автора» звучит сквозь помехи и шумы деловито, холодно. Не из другого времени, а с другой планеты. Володин задает тон:

Нашел никем не занятое место.
Стоять на нем назначила судьба.
О вашей жизни долетают вести.
Забавные, летят ко мне сюда.

Телеанкеты и телевопросы.
Попробуй-ка, найди на них ответ!
Вот: «Что такое счастье?»
Все непросто.
«Ты счастлив?»
«Да.»
«А если честно?»
«Нет.»


Массовик-затейник — не только судья и не столько классический резонер, сколько лирический... даже не герой, а наблюдатель. Тот самый, который все понимает про счастье, но не понимает отчего все вокруг несчастливы и как чужую радость организовать. Даже не чужак, а инопланетянин — психотерапевт. Его вопросы — спицы колеса — импульсы и стимулы. Он вас бил? Пьете? На что претендуете? Но персонажи ходят по кругу.



Каждый несчастлив по-своему и счастлив этим. Задачи вырваться нет. Есть мантра: «Я об этом не думаю». Привычную траекторию нарушают зигзаги развлечений: чарльстон, «бег в мешках», немного спорта. Отвлекаются. Утешаются. Продолжают играть. В «безбилетного пассажира», в товарищей, в мужа и жену. Бытовые интонации уступают место стихам («К черту подробности жизни. Детали!.. Девушка не спит, не спит, не спит, полюбила злого чудака...»). Поэзия — пластическому этюду. Трагедия — фарсу. И заново. Сюжет для «Любимых» — дело вторичное. Каждая сцена самостоятельна. У каждой – свой жанр и температура. Грустно, смешно, больно…



Череда бракоразводных процессов в принципе не предполагает единства. Маленчев делает историю еще более условной. Не так, так этак. И это метод. Слоеный пирог смыслов и сцен неостановимо вращается. В движении удобнее «кромсать» текст вдоль и поперек, изучать и препарировать, возвращая публику в анатомический театр. Где у человека душа? Ревность? Счастье? Любовь? Допустим, в голове. Раз так — центр действия и точка опоры – внутри зрителя. Его задача — заполнить паузы и пустоты. Поэтика Володина здесь — инструмент «индивидуального пользования». Применяй, и осознаешь. О чем молчат, что думают, как живут «другие» и что происходит с тобой.



Приятно и привычно в театре — любить. Героя, артиста, историю. По обыкновению — мораль прилагается. Удобно и общепринято — на высокой скорости. Маленчив позволяет зрителю роскошь самостоятельности. Пять квартир (как удержаться от рифмы «Пять вечеров»?) ждут вдумчивых гостей. Как бы ни старался массовик-затейник, счастье каждый организовывает себе сам. С любимыми не расставайтесь. Приходите на спектакль вдвоем – делать выводы и крепко держать за руку любимого человека.


Фото: Карина Вотякова

Читайте также:

Страница заведения:

Комментарии (1):

1
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Ольга   1 марта ’16   #
Прекрасный спектакль — на одном дыхании, что называется!!!! Это что-то новое и свежее для Рязанского театра!
© 2007—2017, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru