Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
вторник, день9..11 °С
вторник, вечер7..9 °С
среда, ночь5..7 °С
среда, утро6..8 °С
25 сентября, вторник9..11 °С

Театры Рязани в мае

Репертуар неизменно зависит от календаря. Иногда сильнее, чем, возможно, хотелось бы публике, иногда слабее. Праздники, юбилеи, памятные даты идут чередой. Если очередное «многолетие» со дня рождения Шекспира, Островского или Чехова для большинства зрителей проходят почти незаметно (было пять спектаклей, стало на три-четыре больше, ну, куда же без классики), то юбилей Победы – событие совсем другого масштаба.

Традиция «победных» спектаклей сложилась еще в советские времена. Поскольку «датских» (приуроченных к праздничной дате) работ было едва ли не больше, чем сейчас «коммерческих», их качество существенно уступало количеству. Выполнив план можно было спокойно браться за «Гамлета». Однако постановки ко дню Победы стали счастливым исключением. Поскольку это, наверное, единственный официальный праздник, который вызывал и вызывает настоящие, неподдельные эмоции в сердце каждого, в афишах регулярно появлялись поистине эпохальные спектакли: «Вечно живые» Олега Ефремова в «Современнике», «А зори здесь тихие» Юрия Любимова в Театре на Таганке, «Вдовий пароход» Генриетты Яновской в Театре им. Моссовета и многие, многие другие. Хочется верить, что нынешний май продолжит славную традицию и Рязань не останется в стороне.

Новые постановки появятся практически на каждой площадке. Заранее с уверенностью можно сказать только одно: они будут очень разными. Камерные истории и масштабные полотна, «открытки к празднику» и полноценные работы, спектакли «по случаю» и работы, которые украсят афиши на долгий срок. У зрителя появится не только выбор, но и предмет для дискуссии.


Театр на Соборной

Театр на Соборной наглядно демонстрирует, как делать из лимонов лимонад. Вместо «парадного», приуроченного к цифрам спектакля здесь сделали серьезную, крепкую работу, которая не потеряет своей актуальности, когда утихнет праздничный салют. Эскиз постановки режиссер Наталья Лапина («Танец Дели») представила еще зимой в рамках творческой лаборатории «Подросток и война». В основе «Детства 45-53: а завтра будет счастье» — сборник писем-воспоминаний, составителем и редактором которого выступила Людмила Улицкая. Их авторы честно говорят о самом главном от первого лица. Для постановщика и артистов тут главное «не врать». Это одновременно невероятно простая и невероятно сложная задача, но «соборяне» справляются с честью. Получился идеально праздничный, лихой, но вместе с тем деликатный, нежный, сделанный со слезой, ностальгией и радостью спектакль о любви, памяти и подвиге.

«Из 183 историй на сцене оказались только 26, а хотелось уместить все, потому что книга достойна восьмичасового спектакля. Мне было очень важно перенести на сцену «Детство», потому что это, скажем так, мой личный режиссерский вклад к 70-летию Победы (не к дате, а к празднику), то немногое, что я могу со своей стороны вложить в копилку памяти следующего поколения».
Наталья Лапина

Показы пройдут 3, 5, 6, 7, 8, 12 и 13 мая.



Еще одна «военная» премьера — «Божье дерево» от режиссера Антона Оконешникова по рассказам Платонова обещана на следующий сезон. А пока можно будет насладиться его постановкой современной сказки «Царевна – Верба». Изобретательно, весело, волшебно. Превосходный рассказчик и настоящий кудесник, Оконешников увлечет не только детей, но и родителей. Искренне советуем несемейным театралам поискать малолетний «предлог» среди друзей и родственников.

Показы состоятся 16, 17, 21, 22, 28, 29 и 30 мая.


Театр драмы

Театр драмы представил свой спектакль к юбилею Победы еще в апреле. Режиссер Урсула Макарова объединила рассказ Шолохова «Судьба человека» с романом Ремарка «Искры жизни», львиную долю спектакля посвятила исследованию фашизма как явления социально-психологического, а завершает показы полетом гигантской георгиевской ленты над залом. Примечательно, что работа сделанная, бесспорно, с душой, благими намерениями и большим уважением к материалу, вызвала немало споров. Начиная с того, что не каждый зритель, купивший билет «на Шолохова» готов мириться с тем, что «фашисту дали слово», и заканчивая тем, что трепетные ценители исторической достоверности предпочли бы ленте над залом — красное Знамя Победы. Естественно и давно сформулировано: «Каждый зритель смотрит свой спектакль». Однако, если один видит «клюкву», а другой «достижение», это уже веский повод для похода в театр. Как минимум, чтобы самому сделать вывод и о содержании, и о форме.

Показы пройдут 6 и 7 мая.




Театр «Переход»

Репертуар театра «Переход» в этом месяце целиком и полностью посвящен 70-летию Победы.

11 мая – «Эхо войны», новая версия постановки «Когда он не вернулся из боя». Музыкально, поэтично, пронзительно (Высоцкий, Рождественский, Евтушенко, Друнина). Никакого натурализма, только «высокий слог».

15 мая — «Тревожное время». Современной публике сложно понять, за что можно ругать пьесу Розова. Мы смотрим на нее как бы «сквозь» легендарную киноверсию «Летят журавли». Эталон, пример, памятник. То, что первым зрителям могло казаться сентиментальным и надуманным, сейчас выглядит как метафора. Поскольку в спектакле «Перехода» лирическое начало усиливает поэзия Окуджавы, сомневаться в героях и вовсе не приходится, остается только сопереживать.

28 мая – премьерное «Возвращение». В основе постановки – рассказ Андрея Платонова. История о капитане Иванове, который вернулся с фронта к жене и детям, когда-то поставила крест на литературной судьбе писателя. Солдата и военкора обвинили в распространении «гнуснейшей клеветы» и «обывательских сплетен», окончательно закрыв ему доступ к печати. Время, однако, расставило все по местам. Роман «Молодая гвардия» Фадеева (одного из главных защитников советского человека от грязных наветов «Возвращения») сейчас сложно воспринимать иначе, как историческую достопримечательность, тогда как рассказ Платонова был и остается «правдой жизни», великой литературой и по-настоящему честным высказыванием мудрого, неравнодушного и бесстрашного человека.

Как бы пафосно не звучали все эти определения, материал более далекий от официоза, парада и глянца найти трудно. Тонко сплетенную, музыкальную прозу Платонова можно смело называть еще и трудной, и неюбилейной, и отрезвляющей: «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

––

Если вы ищите альтернативу «военным» постановкам, есть несколько вариантов: для всех без исключения; для тех, кто готов смотреть спектакли в кино и с субтитрами; и, наконец, легендарно-радикальный – «Служанки» Романа Виктюка.


Театр кукол

Первый – «взрослый» спектакль театра кукол «Снился мне сад в подвенечном уборе». Судя по восторженным отзывам публики – ни одного разочарованного зрителя. Небывалое достижение. Если еще не видели – поспешите. Показ пройдет 15 мая.




Кинотеатр «Кронверк Синема»

Второй вариант – спектакли в кинотеатре «Кронверк».

Если вы неравнодушны к английскому театру «Глобус», благородной старине и романтически-готическим историям, обратите внимание на «Герцогиню Мальфи». В главной роли – девушка Бонда, «английская роза» и звезда голливудских блокбастеров – Джема Артертон.

Драматург Джон Уэбстер когда-то заменил «Глобусу» Шекспира, но не мог и не хотел развивать традиции Барда. Гуманизм под его началом без боя сдал свои позиции «трагедии ужаса». В художественном плане это, возможно, было поражением, в плане кассы – победой. «Герцогиня Мальфи» — его лучшая пьеса. Страсти кипят, головы летят с плеч долой, но мера, мораль и разум все-таки не сдают позиций под натиском похоти и коварства.

Спектакль «открыл» новую «свечную» сцену «Глобуса», где полностью воссоздается обстановка зимних представлений, которые во времена Шекспира и Уэбстера были доступны только избранным представителям британской знати. Живой огонь, магия замкнутого театрального пространства и лучшие из возможных ракурсов. Если вы не видели еще ни одного спектакля в кино, попробуйте начать с «Герцогини». Перед ее обаянием трудно устоять.

Показ состоится 26 мая.



15 мая здесь покажут «Трудную задачу». Это новая работа Тома Стоппарда, живого классика, одного из крупнейших драматургов современности, пессимиста, рок-н-рольщика и бунтаря. Он верит в судьбу, «святость слов» и в то, что Шекспир на самом деле был сыном обычного перчаточника, безграмотным обывателем, случайно получившим дар гениальности.

Сам Стоппард — живая загадка. Он написал свою первую пьесу в 17 лет, стал звездой лондонского театра в 27 и пожизненно закрепил за собой звание «умник из умников». Для театра маэстро пишет раз примерно в пять-восемь лет, обязательно посещает репетиции (по его словам, «тихо, молча, в уголке»), а в перерывах не брезгует Голливудом (вы помните фильм Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход», ленту «Влюбленный Шекспир» или недавнюю «Анну Каренину»?).

«Трудная задача» — пьеса-головоломка, шарада, парадокс. Действие разворачивается в институте изучения человеческого мозга, а конфликт лежит в плоскости мировоззрений (мистического и материалистического). Чем разум отличается от алгоритма, а душа — от электрического импульса? Как найти компромисс между верой и познанием? Стоппард любит играть со словами, но не бросает их на ветер, а значит, у него есть если не решение этих «трудных задач», то, как минимум, парочка захватывающих теорий, изложенных доступно, увлекательно и с подвохом.




Филармония

Завершат месяц (а для кого-то и сезон) «Служанки» Романа Виктюка. Еще чуть-чуть и спектаклю-легенде исполнится тридцать лет. Для постановки, мягко говоря, солидный возраст. Его трудно перевести в «человеческие цифры», но еще труднее современной публике представить, насколько этот спектакль обогнал свое время и как сильно повлиял на современный российский театр, где, впрочем, так и не появилось ничего равного или даже подобного по масштабу и энергии.

В пьесе Жана Жене действуют три женщины. В спектакле Романа Виктюка все роли исполняют мужчины. Это с одной стороны стало источником вечного скандала, а с другой — задает повествованию особый тон, одновременно ироничный и трагический. «Женские» версии пьесы обязательно опускаются в быт, склоку, истерику или интригу. Мужской вариант (по крайней мере, в нынешней редакции) — это миф, маскарад, торжество и побег от всяческих оков. Что характерно, о побеге мечтают героини, а совершают его (в идеале) зрители. Таким «спецэффектом» оснащены немногие «шоу» на земле.



Профессор РАТИ, Алексей Барташевич вспоминает о «сильнейшем впечатлении» от премьеры: «Я тогда по-моему кому-то из театра сказал: «Это абсолютно безнравственно! И абсолютно блестяще!» То есть это был такой удар под дых по традиционным представлениям о моральных ценностях, который был как взрыв. Притом взрыв чрезвычайно элегантный, безупречный эстетически. Но я плохо представляю себе, как могло сохраниться то самое ощущение ослепительной, почти неприличной новизны в абсолютно изменившихся обстоятельствах, когда, в сущности, уже можно все».

Как ни странно, с годами спектакль не утратил своей силы, хотя многие акценты, безусловно, изменились. По накалу страстей этот «театральный ритуал» до сих пор легко обходит многие новинки. Он по–прежнему вызывает бурные споры и обязательно превращает кого-нибудь из случайных зрителей в заядлого театрала, обреченного проводить вечер за вечером в поисках спектакля, хоть отдаленного напоминающего «Служанок» по уровню эйфории, в которую погружается зал на поклонах. Созданный вне классической традиций, в авангарде, на грани приличий, спектакль обладает уникальным рисунком, собственной эстетикой и неподдельной магией. Со временем «зелье» стало только крепче. Шок уступил чистому наслаждению, а удивление – пристальному вниманию.

«Служанки» пережили несколько редакций (каждую из них в некоторой степени можно считать документом своего времени), но так и не перешли в разряд «пыльного музейного экспоната». Они изменяются, трансформируются и продолжают жить благодаря «стальному скелету», который создал когда-то Мастер. Принято шутить, что и много лет спустя любой, кто будет достаточно оснащен артистически и физически, сможет «прийти и станцевать» «Служанок», как танцуют классическое «Лебединое озеро» или «Жизель». Отчасти, это правда, но всегда есть лучший из возможных вариантов. Звездой премьерных «Служанок» в «Сатириконе» был Константин Райкин. Сейчас ансамбль возглавляет – Дмитрий Бозин, артист воспитанный Театром Виктюка, «заточенный» под эту форму и владеющий всеми необходимыми «ключами».

Показ состоится 29 мая.


Без сомнения, у прилежного зрителя, который не променяет партер на огород, этот месяц оставит массу театральных воспоминаний. Ищите, и вы наверняка найдете свой спектакль. Выбор за вами.

Читайте также:

Страница заведения:

Комментарии (3):

0
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Денис   3 мая ’15   #
Анастасия, благодарю за развернутый обзор! Наибольший интерес вызывает постановка «Судьба человека», ибо и фильм и книга мною посмотрены и прочитаны, оба варианта блестящи! Но вышеописанная постановка — немного иное, так что будет над чем поразмышлять.
И конечно же, не могу пропустить триумфальное шествие «Служанок»! Со времени последнего приезда этого спектакля в наш город(4 или 5 лет назад) в актерском составе произошли некоторые изменения, хочется оценить игру новых(для меня) актеров!
Наталья   3 мая ’15   #
Каждый раз, узнавая о приезде Театра Виктюка, хочется воскликнуть что-то типа «йо-о-хо!» и прыгать до потолка (что, признаюсь, и делаю, не смотря на свой уже совсем не подростковый возраст). А уж если это «Служанки», то эйфорию предвкушения можно смело умножать вдвое. Тому, кто смотрел, расписывать достоинства этой театральной легенды не надо — сами всё видели, и , надо думать, чувствовали, а вот тем, кто посмотрит впервые, хочется в чем-то позавидовать. Вы увидите (возможно, впервые) настоящую беспримесную театральную магию, безумная красота которой не отпускает очень долго и заставляет многих-многих зрителей поверять свои эмоции от других спектаклей, беря за 100% именно этот шедевр Виктюка. И я совсем не удивлюсь, если в следующем году (спасибо родной филармонии за регулярные ежегодные гастроли), вы, увидев на афише «Театр Романа Виктюка», вскрикните «йо-о-хо!» вслед за мной )))
Наталия   4 мая ’15   #
Спасибо за обзор! Театр «Переход» действительно заслуживает внимания. Театр на Соборной, как всегда, приятно удивляет своими постановками. И, безусловно, 29 мая обязательно идем на легендарных «Служанок»!
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru