Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
среда, день10..12 °С
среда, вечер5..7 °С
четверг, ночь7..9 °С
четверг, утро4..6 °С
26 сентября, среда10..12 °С

«Своя земля»: Премьера в Театре на Соборной

Жили-были два брата. Долго, но несчастливо. Такие они, современные сказки. «Нет истории — нет бабла». Есть несчастье — есть история. Крайне упрощенная формула «уральской школы» крепко вросла в сознание публики. От учеников Николая Коляды ждут в первую очередь «чернухи со смаком». Пьеса Александра Архипова формально эти ожидания оправдывает. Неблагополучные персонажи обосновались если не на дне, то на обочине жизни. Однако, убогий быт тут скорее фон, чем объект пристального внимания.

Мне хорошо смотреть на огоньки отсюда, Макс. Когда смотришь издалека, они похожи на звезды. Я думаю, если подойти близко, они уже не будут похожи на них.
А. Архипов «Своя Земля»


А что, если сделать шаг назад? Правда невыносима, но, вооружившись иронией и фантазией, можно смотреть на города и дороги без страха. Изображение — аскетично. Действие — динамично. Многочисленные локации меняются местами молниеносно. Свет, тени, огни. Большинство конструкций скроено из сарайного вида досок. Задувает, как говорится, во все щели… На заднике и авансцене — слабое мерцание. То ли «далекие галактики», то ли «соль земли». В безумном порыве здесь жгут сигнальные огни для пришельцев, а в качестве наказания собирают белую пыль «до последней крупинки». Где-то в поднебесье — миниатюрный дом. Равнодушному глазу — чистый скворечник. А если с пристрастием, то настоящий космический корабль. Национальный вопрос — в проброс. Латвийские номера, паны, характерный говор… «Ненавидят не тех, кто поляк или араб или русский, а тех, кто бедный». Кругом «иные» и распад… Он начинается с государственных границ и заканчивается личностью. Или наоборот? Картинка одинаково уместная как на ТВ, так и в притче. Одним словом, место действие — пограничная зона, нигде и везде. Время действие — сейчас и всегда.

Создатели определили жанр как иронический детектив. Действительно, до беды в этой местности, пересеченной абсурдом и разложением, рукой подать. Цивилизация здесь упразднена, и, если что-то плохое может случиться, оно случается. Однако, детективная составляющая в отличие от иронической скорее бонус к повествованию, чем его зерно. Кто такой детектив? Культурный герой. Разгадал загадку, совершил подвиг, восстановил целостность «расшатавшегося» мира, и зритель вздыхает с облегчением... Возможен ли героизм во вселенной, где насилие в порядке вещей и нет никакого другого порядка? Едва ли… Здесь не до героя…

Каждый занят собой. Персонажи («вкусно», продуманно, органично) все как один грезят о лучшей доле, радужных перспективах и новых рубежах. Чем больше грезят, тем явственней проступает полная бесперспективность и безграничная нищета. Ничего «своего». Начиная с той самой земли и заканчивая мыслями. Заведем детей, купим телевизор. В телевизоре — реалити-шоу. В шоу — мораль: «Конечно, дело не в деньгах, но ведь нужно партнера уважать… Вот муж, он как раз для уважения, а для всего остального…»

Старший брат Адам (Дмитрий Немочин) согласно уровню своего развития грезит о космической принцессе Эсмеральде, верит в межпланетные путешествия и вообще — джедай. Младший Макс (Сергей Невидин) в минуты отчаянья мечтает, чтобы «отстающий в развитии» сдох. О чем фантазирует исполнительная власть в лице пана полицейского, мы не знаем, но погоны его мерцают, как сигнальные огни звездолета. Правильно, дети, справедливость — это фантастика. Выяснять, что «убийца — дворецкий» никто не торопится. Это нетрудно, неинтересно или неприбыльно. Персонажи действуют не столько по законам детектива, сколько по законам драмы, а реагируют — по законам трагикомедии. В других условиях это могло бы вызывать как удивление, так и претензии, но здесь все несколько иначе. Отношения между героями так же важны, как их отношение к окружающему миру, а тот — занятная конструкция и сплошная шарада. Вот где — настоящая интрига.

Он говорил так: ты первенец, Адам. До тебя, земля моя и матери твоей была пуста. Это из какой-то книжки, по-моему. Но у нас такой нет. У нас есть только «Звездолеты Арслана».
А. Архипов «Своя Земля»


Дешевое чтиво про бластеры и звезды, по мнению Адама, может «мстить». Он очень дорожит Книгой и собирается дописать потерянный финал, который помнит слово в слово. Его деятельный и дееспособный брат Макс тем временем увлечен совсем другой историей. Он «продает» ее своему странному гостю, Вильгоцкому (Владимир Коняхин). Вильгоцкий, в свою очередь, пишет для театра («И вам за это платят деньги?»). Среди его пьес — «Остров мирный» и «Подземный Бог». В нашей реальности их автор тот же, что и у «Своей земли» — Александр Архипов. Писатель, так же как и Макс, не прочь рассказать историю. Не про двух братьев, Адама и Еву или зеленых человечков, а про себя и одновременно про все сразу: брак — территория войны; герои иногда вырываются на свободу; между ним и Максом, «королем соли», нет никакой разницы; правда невыносима, но если вооружиться ластиком, стирающим память; наконец, источник вдохновения — ненависть, но те, кто читает, думает, что любовь. «Вас послушать, как книжку почитать!» — комментирует Макс. «Давай перепишем финал! Это очень хорошая сделка!» — восклицает гость и зритель точно знает, что этот автор — лжец.

Про что это? Как вам сказать… Если говорить о месседже… идеях. Но это для простого человека понять сложно. Ведь сюжет — это только форма, оболочка для реализации…
А. Архипов «Своя Земля»


Что такое реальность? Воображение? Правда? Информация — реальна? Прав тот, кто первый соврал? То, как мы говорим и думаем, влияет на то, как мы живем? Если да, до какой степени? И как далеко можно убежать от реальности? От правды? От любви? Любовь реальна? Или только ненависть? При желаний «наматывать» такие круги можно бесконечно, а история получается не столько про людей, сколько про смыслы и знаки. От зрителя это требует некоторых усилий, а от постановщика — смелости.

Смелость — одно из главных достоинств новой постановки соборян. Материал — сам по себе вызов. С одной стороны, узнаваемые типажи, достоверные ситуации. С другой — постмодернистские игры «Создатель-Создание», цитаты, намеки и чрезвычайно зыбкое, обманчивое состоянии мира, где разворачивается действие. Плюс, объективные трудности рабочего процесса. Эскиз спектакля был подготовлен в рамках Творческой лаборатории «Молодые драматурги — юным зрителям» режиссером Султаном Темишевым (г. Грозный). Завершил работу артист театра на Соборной — Сергей Невидин. Он же выступил в одной из главных ролей, что автоматически повысило уровень сложности (для дебютанта и без того немалый) в десятки раз. Руководителем постановки выступила — Марина Есенина. Как ни странно, все это скорее плюсы, чем минусы. Если трудности стимулируют, то «Своя земля» — как раз такой случай. Получился хваткий, стремительный, местами неровный, но находчивый спектакль, адресованный далеко не одним только «юным зрителям». «Глубина погружения» — на ваш выбор.

Комментарии (1):

1
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Маргарита   8 апреля ’15   #
Да, смело – да, увлекательно и неожиданно, но… пора бы уже найти более интересный способ изменения мизансцены, чем банальное и уже порядком надоевшее ЗТМ. Миниатюрный дом в поднебесье, отсылающий к спектаклю «Ночь перед рождеством» — оправдан превращением в космический корабль или является венцом сумасшествия для каждого персонажа? Вопрос открыт и в том кто действительно «человек разумный», а кто убеждает себя в этой иллюзии. «Провисшая» сцена разговора Макса с Вильгоцким, оживленная лишь выпивкой – очередной вопрос – играть или ставить – «2 в 1» совместимо в спектакле?
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru