Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
среда, ночь0..-2 °С
среда, утро0..-2 °С
среда, день0..-2 °С
среда, вечер-1..-3 °С
21 ноября, вторник0..-2 °С

«Снился мне сад в подвенечном уборе»: премьера в Театре кукол

Вечный спор: либо умно, либо весело. Как сделать прокатный хит, не оскорбив «чувство прекрасного»? Нравиться каждому, угодить всем, польстить избранным… Театр кукол представил свою версию «спектакля для приятного отдыха» и преуспел. Славная традиция «взрослых постановок» продолжена. Режиссер Олег Жюгжда «легко и изящно» смахнул пыль с классики. Такого Чехова Рязань еще не видела.

Зритель со стажем возразит: «Медведь», «Предложение»… Смотрено-пересмотрено. Куда уж больше? Количество версий на душу населения приближается к критической отметке. Однако… Зелень сада, серебро и золото света, белизна колонн, эстетика старых фотографий (не сиюминутное селфи, а взгляд в вечность)… Хрестоматийные вроде бы картинки, но публика вздыхает: «Как красиво…». И так во всем. Затертые, казалось, до дыр истории неузнаваемо увлекательны и, действительно, красивы. Любование… Непривычно звучит без само-, однако, идеально описывает происходящее. Псевдогреческие, «царскосельские» фигуры в «кукольном» саду выглядят не как пощечина хорошему вкусу, а как эталон и барометр. Торжествующая жизнь, вечное тело, начало начал, культура, стихия и неизменное пушкинское: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».

Никто не заподозрит постановщика в пафосе и позе. Сходу, в зал: «Помните Раскольникова?» Публика понимающе перемигивается. Еще бы. Это счастливый заговор. Его создатели щедро балуют своих соучастников: «живая» музыка, разнообразие кукол, танцы, переодевания, «тюрнюрная логика» и чуть-чуть Боярского (усы, «каналья» и «стреляться!»). Все — на высоких скоростях, и стоит действию чуть-чуть забуксовать, как случается настоящий канкан.

Скептик насторожится: «Сироп и мишура»? Ни разу. Зрителя балуют, да, но не потакают ему. «Сад» — заповедное сочетание игривости и неиспорченности, телесности и непорочности, эффектности и простоты, зрелищности и интеллектуального начала… За водевильными страстями и страданиями, полуолимпийскими мишками, бородатыми балалаечниками и крутобедрыми мадам, как обычно у Жюгжды, не видно дна. «Заземлив» классику, постановщик добился удивительного эффекта. Чем выше общий градус веселья, тем серьезнее разговор. Смотришь про тело, а думаешь о душе. Пока в глубине белеют вечные богини-музы-вакханки, на переднем плане рушится монумент «почившей любви», мухи засиживают «женин портрет», «дольше века» длятся опыты графоманки, и пылью дышит маленький «большой» театр (на деле склеп, и кто-то наверняка сочтет это за намек). Чувственная природа творчества, цена и ценность, достоверное и подделка, убедительное и беспомощное, наконец, истинное и мнимое в искусстве и жизни… «Вы постигли меня?» Куда там…

Два верных спутника шутки — пошлость и жестокость, кажется, чужды миру «Сада». Видимо, по причине большой любви. Режиссер «оправдывает» каждого на сцене и доходчиво объясняет его нам. Сложная система «человек — кукла» блестяще иллюстрирует теорию «игр, в которые играют люди». Кем-то «руководит» (буквально) бабушка, кем-то (давно в могиле) муж, кем-то «второе я». Дети, родители, имущество, добродетель и пороки… Все как на ладони. Очень быстро условное «тогда» начинает восприниматься как вечное «всегда». И действуют в спектакле не придуманные герои романсов, и даже не чеховские персонажи, а «мы», те, кто будет потом, и те, кто был раньше, и те, кто находится в зале сейчас.

Эффект обновления помимо чрезвычайной изобретательности постановщика обеспечен верностью выбранной интонации: «Всякое дыхание радуется»... Главный козырь спектакля — атмосфера. Неуловимая, зыбкая материя, нечто, чего нельзя определить, сформулировать, подделать, особый тон рассказа, который почти всегда, при желании, можно вычитать у Чехова, но редко получается «привить» на сцене. Дух жизни? Но жизнь такая бывает только в светлых мечтах, пленительных снах и у тех, кто взаимно влюблен. Такой мы видим реальность, когда грезим о светлом будущем или вспоминаем счастливые минуты прошлого. Одним словом, дух цветущего райского сада, где вольно дышит грудь и отдыхает душа.

Комментарии (1):

2
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Ирина Орлова   13 марта ’15   #
Очень понравилась постановка. Особенно моменты читки пьесы госпожой Мурашкиной) Давно так не смеялась в театре)))
© 2007—2017, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru