Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
пятница, ночь-23..-25 °С
пятница, утро-22..-24 °С
пятница, день-10..-12 °С
пятница, вечер-19..-21 °С
23 февраля, пятница-23..-25 °С

Новый спектакль Олега Жюгжды в Театре кукол. Интервью с режиссером

Театр кукол готовит премьеру для взрослых «Снился мне сад в подвенечном уборе». Проза Чехова в интерпретации режиссера Олега Жюгжды. Уже звучит как рекомендация к просмотру. Вы помните «И НАКАЗАНIE»? Накануне премьеры REST-PORTAL.RU побеседовал с постановщиком о природе театра, «внутреннем цензоре» и профессиональных секретах.


О выборе материала

Сказать, что Чехов всегда в моде, неточно. Юбилей... Об этом я думал меньше всего. Так случайно получилось. Совпадение. Год литературы… Тоже совпадение. Получается светлый, чистый, может быть, даже беззаботный спектакль. После «тяжелого» Достоевского необходимо было поставить что-то полегче, что-то «полярное» по настроению, ведь зрителя нужно «держать на коротком поводке». Им нужно управлять и чувствовать его настроения. Не в том плане, чтобы он тупо развлекался, ни о чем не думая. Согласитесь, юмор Чехова это не то, над чем сейчас смеется КВН. Это несколько другое. Автор не спускается до уровня зрителя, а наоборот подтягивает публику до своего уровня. Плюс, это хорошая школа для актеров. На таком материале, на таком языке можно учиться и совершенствоваться. И для меня, конечно, это тоже интересная задача. Сам Чехов считал, что настоящий водевиль очень трудно поставить. Проще всего нагромоздить разных страстей: чтобы все плакали, чтобы все страдали. А заставить всех посмеяться, уважая себя, это совсем другое дело.

О простом и сложном

Сложно ли ставить Чехова? Не сложнее, чем кого-то другого. Наоборот. У Чехова все написано абсолютно. Он всегда дает четкие характеристики всем персонажам. Нужно только уметь прочитать, найти, преподать.
У меня случалось в биографии — брал молодых авторов, а потом критики говорили: не тот материал, не того автора взял и так далее. Современная драматургия — штука достаточно сложная, местами скользкая. Будет ли она так же актуальна и современна через 10-20 лет? С классикой в этом плане все намного проще. Меньше опасность, что ты ее не прочел. Классика всегда классика. С одной стороны, уже проверенный текст, с другой — ты волен с ним поступать, как тебе нравится. Но нужно иметь определенный багаж и любовь к материалу.


О профессиональных секретах

Так складываются обстоятельства, что мне достаточно много приходится работать за рубежом. Когда меня приглашают, я понимаю, что должен сделать произведение как глубокое, так и коммерчески успешное. Приходится лавировать. Эта работа на Западе, этот опыт научил меня ценить время. Как свое, так и чужое. Время — деньги. А результат должен быть определенного уровня. Не ниже. Себя, конечно, нужно чем-то «наполнять». Смотришь иногда и думаешь: «Это я уже делал, это тоже…». Нужно двигаться вперед. Это сложно. Ритм жизни, множество приглашений… В этом году пришлось взять жену и вдвоем поехать в Венецию на неделю. Просто походить. Не по туристическим маршрутам. Заблудиться, побродить. Набрать культурного содержания. Никуда не спешить, не лететь. Мне кажется, это помогло.
Кроме того, господин Антон Павлович Чехов говорил, что нужно заставлять себя работать. Тот же Тригорин: «Я должен всегда писать, писать, писать». Но вдохновение не всегда приходит во время работы. Самое главное — настроить творческий коллектив на совместный труд.
Предложение о спектакле всегда очень радует, и вызывает даже не ответное чувство, а ответный поток энергии. Когда видишь, что ты не одинок, что людям так же нравится работать, тогда совместное творчество очень приятно.

О зрителе

Публика меняется. Появляется новый зритель. Я имею в виду — с новыми требованиями, новым отношением. Сейчас у нас (прим. Олег Олегович Жюгжда — главный режиссер Гродненского театра кукол) легкий бум после «Пиковой дамы». Бум взрослого зрителя. Сложно попасть на спектакли, особенно в камерный зал. На «Фауста» или «Демона» записываются в очередь. Меня это радует. Радует, что идет молодежь. С удовольствием смотрю, сколько парочек приходит в театр вечером на взрослые спектакли. С детскими сложнее... Приносят чуть ли не грудничков. Это родители ходят в театр, а детей они с собой берут так, за компанию, потому что когда-то что-то не досмотрели. Они уверяют, что ребенок все понимает, а между тем видишь, что он по залу бегает, а спектакль смотрят родители. Когда «загоняют» школьников, достаточно сверху в зал посмотреть и видишь горящие экраны смартфонов. Культпоход в театр сегодня уже «не пройдет» как воспитательное мероприятие. А смартфон — это современная массовая культура, новый технологический уровень развития общества, массовый психоз и, скажем так, смартфон в театре — это недостаток базовой культуры.


О внутренней цензуре

Не знаю к добру или к худу, но это всегда присутствует, всегда сидит в тебе или рядом. Может быть, это и плохо. Хочется иногда отпустить себя, раскрепоститься, освободиться, сделать что-нибудь особенное. Иногда удается, иногда нет.
Есть вещи, от которых отказываешься с течением времени. Смотришь и думаешь: «Нет, все-таки делать не буду». Зачем брать? Ради названия?
Бывает, условно, «пошла волна» спектаклей на какую-то тему. Например, давно хотел сделать спектакль по картинам Марка Шагала. Но, куда не посмотрю, везде все ставят. Шагал, Шагал, Шагал... Ну, куда? Нужно либо подождать, либо отказаться.

О профессиональных знаках

У меня, как правило, актер выступает не то чтобы на равных с куклой, но рядом. Роль делится на двоих. Взаимоотношения «человек и кукла» или «человек и предмет» у меня всегда есть.


О фигуре режиссера

Режиссер — это прежде всего создатель, демиург. Он в границах данного пространства, данного времени создает какой-то свой определенный мир, и силою ему данной и всеми средствами, которыми он владеет, он должен этот мир населить, чтобы актеры там жили, существовали, чтобы им там нравилось, чтобы они не сопротивлялись, не переступали через себя и вместе с тем еще и раскрывались.


О природе театра

Театр — это особое искусство. Оно живое, сиюминутное и, я думаю, в достаточной степени элитарное. Не все обязаны его любить и сюда приходить. Без сомнения.
Раньше, конечно, театр был еще и «кафедрой». Сейчас нет. Есть масса публицистических спектаклей и сейчас, но…
Для меня театр — это альтернативная жизнь. Иногда идеальная, иногда — нет. И, может быть, театр — это своего рода наркотик. Зритель приходит наслаждаться. Думать здесь, да, надо. Но не зрителю. Искусство влияет эмоционально, подсознательно, больше чем сознательно. То, что понятно — понятно, то что непонятно — непонятно. Другая жизнь, на которую смотришь со стороны. Понимаешь или нет — не всегда важно. Важно, чтобы она была убедительна, реальна.

Комментарии (0):

0
Подписаться
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru