Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
четверг, день-4..-6 °С
четверг, вечер-5..-7 °С
пятница, ночь-5..-7 °С
пятница, утро-6..-8 °С
13 декабря, четверг-4..-6 °С

Творческие мастерские «Подросток и война» в театре на Соборной

Театр на Соборной представил результаты Творческих мастерских, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для работы молодые режиссеры совместно с руководителем проекта, Мариной Есениной, выбрали не драматургию, а прозу. Как заметили участники лаборатории, одной из главных задач было найти адекватный образный язык, достойный первоисточника, и «не врать». Истории в результате получились частные, непарадные и честные. Три итоговых эскиза оказались настолько интересны, что художественный руководитель проекта Марина Есенина пообещала: «Театр будет стремиться все их воплотить в жизнь».

В течение юбилейного года, если финансирование не подведет, рязанский зритель увидит одну постановку на большой сцене (эскиз №3 станет спектаклем ориентировочно в мае) и две — на малой. Кроме того, Театр на Соборной запускает проект с рабочим названием «Военные ветры». В его рамках предполагается сотрудничество с музеями (школьники будут посещать экспозиции непосредственно перед спектаклем) и открытие собственной выставки (она расскажет о рязанских актерах, участвовавших в Великой Отечественной войне).


Эскиз первый
Владимир Богомолов
«Иван»
Режиссер – Константин Демидов (Москва)


Не будет преувеличением сказать, что современному подростку повесть «Иван» практически неизвестна. Хотя… В свое время текст был чрезвычайно популярен. Его перевели на десятки иностранных языков. Биография автора стала объектом мифов и конспирологических теорий. Наконец, «Иваново детство» Тарковского…

Перечитывать на сцене повесть с такими багажом и структурой непросто. С одной стороны, это захватывающий «советский экшен» с разведчиками, явками и паролями. С другой – психологически точная история человека, лишенного детства, орудия и жертвы одновременно. Счастливый финал невозможен, а болевой порог так же экстремально высок как в древних трагедиях. Если судить по эскизу, нас ждет достоверная и содержательная постановка. Режиссер сосредоточен на героях, их отношениях, исторической перспективе. Кадры хроники, радиоголоса, тягучее, вязкое время и, как назвал это сам Константин Демидов, «гай-ричевский прием» повествования создают атмосферу, которой сложно сопротивляться. Страх, интерес, напряжение. Эскиз оформлен по-кинематографичеcки детально. Насколько убедителен блиндаж в театре — спорный вопрос, но «выстрелить» такой спектакль мог бы достаточно сильно.


Эскиз второй
Андрей Платонов
Рассказы
Режиссер – Антон Оконешников (Санкт-Петербург)


Не так давно Платонов попал в школьную программу. Стали после этого читать его произведения подростки? Едва ли. Тексты менее совместимые с гормональными взрывами сложно придумать. «Один рассказ по выбору» нередко остается «за скобками» учебного процесса. В театре история прямо противоположная. Странная, но вполне в платоновском духе рифма судьбы. Когда-то – деваться было некуда — рабочий сцены. Спустя десятилетия – в центре внимания — на главных подмостках страны. За Платонова берутся режиссеры «с именем» (Додин, Крымов, Карбаускис, Женовач). Спектакли получаются заметные, обласканные критикой и осыпанные фестивальными наградами.
Если оставить в стороне биографические справки о «талантливой сволочи», «котловане эпохи» и «кулацком отродье» (они в 90-е давали автоматическую фору при выборе материала), причина такой «популярности» — универсальность и уникальность Платонова. Первое – «без меня народ неполный…». Второе – мировоззрение и язык автора.



Тексты Платонова – это поэзия и праведность, сложная философия и первобытная мудрость, простые и одновременно причудливые истории, чей слог витиеват и неповторим. Первоклассно оснащенный режиссер может перебирать шероховатые и выпуклые платоновские метафоры, как четки. Оконешников из таких. Он находчив, изобретателен и, кажется, без труда справляется с нарочитым, «нескладным», образным языком автора, дорожит им и вникает в каждое слово. Сочетание выбранного материала и манеры постановщика выглядит идеальным и обещает нам пронзительный, прихотливо сделанный, но эмоционально реалистичный спектакль, где найдется место и состраданию, и красоте, и шутке.



Эскиз третий
«Детство 45-53: а завтра будет счастье»
Режиссер – Наталья Лапина (Санкт-Петербург)


Наталья Лапина в представлениях не нуждается, если вы уже видели на малой сцене «соборного» театра спектакль «Танец Дели». Это семь историй о смерти и любви, герои которых размышляют помимо прочего и над таким философским вопросом: «Как жить в мире, где был возможен Освенцим и Холокост?». В некотором смысле «Детство» — ответ. Двигатели этой работы — память, милосердие и здоровое чувство юмора.

Людмила Улицкая в представлениях не нуждается. Без всяких если. Десятки литературных премий (среди которых «Большая книга» и номинация на международный Буккер). Несколько, может быть, и не самых удачных, но точно довольно громких постановок (среди которых работы Мирзоева и Виктюка). Гуманитарные инициативы, тв-проекты, оды, скандалы. И всенародная любовь… «Народнее» только у поставщиц детективно-любовного дамского «мыла». Для букеровского номинанта это, как ни крути, тоже достижение.



В основе эскиза – сборник документальной прозы. Улицкая в данном случае не столько автор, сколько координатор. Книга состоит из писем. В них взрослые, чье детство пришлось на довоенное, военное и послевоенное время, вспоминают самые яркие, самые значимые моменты тех лет. Первое слово, которое мы слышим со сцены: «Победа!»

Почти все новеллы так или иначе связаны с предметами быта. Их, настоящие, специально собирали для постановки. Мог бы, конечно, получиться пыльный музей. Подкова, примус, партбилет… Лапина чудесным образом избегает хлама и свалки. «Вкусно» и даже с некоторым шиком она рассказывает увлекательную, живую, страстную историю, собирает из мелочей — большое, из деталей – целое, из частного – всеобщее. В эскизе – море ностальгии и тепла, эйфории и радости, в конце концов, профессионального «кайфа», с которым постановщик и артисты сделали свою работу. Все это не дает видеть «швы». Умилиться, как именно режиссер «обыгрывает», например, дверь просто не успеваешь. Вещи «исчезают на глазах» и появляются смыслы.



К премьере повествование обогатится новыми «письмами». Среди них будут и трагические, и горькие, и, вероятно, страшные истории. Нас ждет многофигурный, масштабный, многослойный спектакль. Смотреть его будет тяжело (по причине того, про что идет речь) и легко (по причине того, как рассказывают). Уже сейчас «Детство 45-53» можно смело советовать к посещению самому широкому кругу зрителей. В том числе и тем, кто театр считает уделом дремучих интеллектуалов, а цинизм – новой нравственностью. Чрезвычайно оздоравливающий производит эффект.

Комментарии (0):

0
Подписаться
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru