В первый же рабочий день после новогодних каникул, 12 января, в рязанском кинотеатре «Люксор» В ТЦ «Барс» состоялся предпремьерный показ столь редкого на экранах интеллектуального, так еще и российского кино «Две женщины», снятого по тургеневской пьесе. За полчаса до начала фильма в фойе кинотеатра царило оживление, ведь именно здесь режиссер фильма Вера Глаголева вместе с одним из актеров фильма Александром Балуевым раздавали автографы пришедшим насладиться новоиспеченным шедевром и просто прохожим, которым посчастливилось попасть в нужное место в правильное время. До этого в ресторане «Биф ранчо» в ТЦ «Премьер» состоялась пресс-конференция, на которой звездные гости рассказали о фильме.
Насколько вы старались следовать исторической достоверности при создании фильма?
Вера Глаголева: Этот фильм не стилизация, стараясь полностью воссоздать атмосферу того времени, мы прорабатывали каждый костюм, обговаривали цвет и фактуру материала. Ориентируясь на журнал мод того времени, мы использовали только натуральные ткани, в фильме нет ничего синтетического. Елена Лукьянова, художник по костюмам, обошла сотни магазинов ткани, привозя мне кусочки материалов, чтобы я могла пощупать их и выбрать нужное по качеству и фактуре. Съемки проходили в усадьбе Глинки, благодаря чему мы могли использовать в фильме аутентичные предметы мебели — трюмо, стулья, картины и даже рояль самого маэстро — все это детали того времени. Мы уделяли внимание мелочам, к примеру специально для съемок из Франции Дом Guerlain прислал точную копию флакона духов «Imperial» середины 19 века.
Премьере фильма в Москве предшествовала выставка «Две женщины. Предисловие», на которой были представлены фотографии со съемок и костюмы. Скажите, есть ли возможность еще увидеть экспонаты?
Вера Глаголева: Да, безусловно, большинство переданы в музей Тургенева в Москве и в Новоспасское, в усадьбу Глинки. Также на выставке были представлены фотографии, сделанные Рейфом Файнсом во время съемок — они также переданы в музеи.
Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве со звездной мирового масштаба Рейфом Файнсом.
Вера Глаголева: Абсолютное счастье работать с материалом Тургенева, Файнса привлек именно он. Сам репетиционный период раскрыл его, как нашего человека, мы, порой смеясь, называли его русским барином. Рейф всегда возил с собой огромный талмуд биографии Тургенева — это помогало ему погрузиться в роль, ведь сам классик говорил, что Ракитин (
прим. именно эту роль исполняет Рейф Файнс) — это я. Мы вместе ездили в музей Тургенева, посетили поместье его матушки в Спасском-Лутовиново — Рейф хотел узнать все об авторе, подойти к истокам.
Александр Балуев: Помимо удивительных профессиональных качеств, он очень любит все русское без притворства и не из приличия: в перерывах он читал Евгения Онегина на русском языке, он отлично знает русскую классику. Работая над своей ролью, он часами занимался русским языком, прорабатывая с репетиторами каждую фразу своей роли.
Трудно ли было адаптировать театральную пьесу под широкий экран?
Вера Глаголева: Театрализованное действо превратилось в кино благодаря нашему оператору Гинтсу Берзиньшу. Сама пьеса в оригинале многословна — в театре без купюр она идет четыре часа. Мы же решили сократить большие монологи, убрать некоторые незначительные линии сюжета без ущерба смыслу и раскрытию характеров главных героев. Наш фильм длится час и сорок минут — оставив тургеневский язык, мы добавили в картину «воздуха».
Александр, ради вашего участия в этом фильме была расширена роль Ислаева...
Александр Балуев: В фильме нет ни одной не тургеневской реплики, но кино — это не только язык, но и изображение — при помощи него была расширена моя роль, однако ни в коем случае это не перетянуло одеяло внимания на моего персонажа.
Вера, в начале вашей карьеры Эфрос предложил вам роль Веры в спектакле «Месяц в деревне». Тогда вы отказались, опасаясь, что вы не справитесь с этой ролью. Анатолий Васильевич сказал вам тогда на это «Со мной получится», скажите, спустя много лет вы, став режиссером, можете сказать своим актерам такую же фразу?
Вера Глаголева: Анна Леванова, исполнительница роли Верочки, а именно ее тогда мне предлагал Эфрос, к моменту съемок только-только закончила училище имени Щепкина. Отсутствие опыта и окружавшие ее мэтры безусловно влияли на нее, порой вводя в оцепенение. Но мы репетировали. Постоянно. День за днем. Да, я могу сказать эту фразу. Со мной получится.
И действительно, судя по полному и замершему, затаившему дыхание залу на протяжении всего фильма, получилось. Тургеневская история, воплощенная российским режиссером, о счастье и несчастье «птицы на краю чужого гнезда», несомненно впечатлила первых рязанских зрителей, широкая общественность сможет увидеть фильм 22 января.
