Январь, как оказалось, в рязанских театрах – месяц контрастов. Нарочито легкомысленные спектакли соседствуют в афише с демонстративно глубокомысленными, чистое развлечение – с «возвышающим» искусством, наконец, антреприза, обычно пустая до медного звона, внезапно удивит нас не только ценами на билет, но и «художественными ценностями».
Театр драмы
Сезонные забавы – на всех площадках, но особое усердие проявил Театр Драмы. Новогодние спектакли для детей – обязательный пункт зимних каникул. У взрослых тоже есть каникулы, но нет елок… Как так? Отныне дискриминация по возрастному признаку отменена. В Театре Драмы запущен проект
«Новогодка». Как уверяет афиша, такого прежде в нашем городе не случалось. С одной стороны, это правда. Дедом Морозом совершеннолетних театралов у нас пока не развлекали. С другой… Спектаклей, сделанных исключительно для приятного отдыха, в афише полным полно. Насколько это нужно лично вам? Решайте сами. Показания к употреблению: вам давно не 16, в театр вы ходите исключительно «отдохнуть», вас очень интересует местная драматургия, вашему сердцу дорог формат «О чем говорят (что творят) мужчины», наконец, каникулы ваши проходят недостаточно сурово (как в плане алкоголя, так и в плане сентиментальных фантазий).
Показы – в ежевечернем режиме с 4 по 11 января.
В то же время афиша Драмы наглядно подтверждает тезис о «мировой гармонии». В январе публику будут не только развлекать. Каждому, кто ищет интеллектуальных экспериментов, прямая дорога на премьеру чеховской «
Чайки» от режиссера Сергия Бобровского. Демонстративно некоммерческий спектакль «тончайшей выделки» жестоко было бы советовать школьникам. Человека неподготовленного такая трехчасовая «тонкость» больше угнетает, чем радует. Зрителю зрелому обидно будет эту «диковинку» пропустить. Все в лучших чеховских традициях: от чрезвычайного «жизнеподобия» до философской бездны – один шаг, от обыденности до поэзии – один вздох. Никто не счастлив. Никто не обречен. Наверняка, найдутся те, кто обнаружит здесь настоящее театральное таинство, равно как и те, кто не разглядит за претензиями «вишневого сада». Но лучше один раз увидеть…
Показы пройдут 29 и 30 числа.
Театр на Соборной
В январе, как специально, на рязанских подмостках – не только драматургия, но и проза Чехова.
22 числа в Театре на Соборной покажут спектакль
«Провинциальный романс». Рассказ «Ионыч» прочитан питерским режиссером Евгением Зиминым максимально внимательно. И даже сверх того. Смыслом наполнено самое важное — паузы, знаки препинания, жесты. Самый хрестоматийный текст внезапно становиться самым неоднозначным. Тут и вам и быт, и бытие, и романтические идеалы, и суета сует, и мечты, о которых приятно говорить громко, и потребности, которые лелеют втайне от самих себя. Щадящий хронометраж (около часа), деликатная работа постановщика и знаковость текста делает постановку обязательной к просмотру с ребенком среднего и старшего школьного возраста. Однако спектакль заслуживает внимания и без «социального обременения».
Филармония
31 января в Филармонии – московские гости. Спектакль
«Старший сын» привозит «Свободная сцена». Эта театральная компания зарекомендовала себя как благонадежного поставщика вменяемой антрепризы с громкими именами на афише и продуманной, качественной режиссурой. Рязанский зритель наверняка помнит постановку «Все о мужчинах» с Максимом Авериным. Избалованная Москва ценит их «Отелло». Что касается материала, вряд ли пьеса Вампилова нуждается в представлениях. Скорее всего, большинству зрителей хорошо знакома советская экранизация. Леонов, Караченцов, Боярский... Заочное соревнование с ними неизбежно. И бессмысленно. Хотя бы потому, что режиссер Павел Сафонов, любимый столицей за вахтанговскую «Чайку», рассказывает совсем другую историю. В условном времени, в абстрактном пространстве трагикомическая природа происходящего предельно обострена. Сарафанов здесь – настоящий король Лир. Не по логике поступков, а по накалу страсти. Исполняющий его Виктор Сухоруков предстанет пред публикой во всей красе. Сильва – Евгений Стычкин. Бусыгин – Евгений Цыганов. Замены – естественная практика в антрепризе, но будем надеяться на оригинальный состав.
Показ состоится 22 января.
Кинотеатр «Кронверк Синема»
Театр в новом году по-прежнему можно увидеть и в кино. «Кронверк» предлагает ценителям самый широкий выбор: оперы, балеты, драматические постановки. Все — с лучших мировых площадок.
13 января здесь можно увидеть спектакль
«Шофер Мисс Дэйзи». Драматург Альфред Ури умудрился в свое время обзавестись и «Оскаром», и «Тони», и «Пулитцеровской премией». Героев его лучшей пьесы в данной постановке изображают тяжеловесы, способные тягаться с автором и званиями, и талантом. Ветераны сцены, Анджела Ленсбери и Джеймс Эрл Джой полны энергии и оптимизма, а уровень их мастерства иначе как заоблачным не назовешь. Это плюсы. К ним можно отнести и музыкальное оформление. Даже если вы не любите джаз, стоит признать, в этой истории он более чем уместен. Теперь о минусах. Существование легендарной киноверсии убивает всяческую интригу, минималистичные декорации на фоне голливудского шика смотрятся, мягко говоря, неуютно, наконец, не всякий зритель благоволит к артистам в возрасте. Цивилизация, помешанная на молодости, воспринимает старость как дурной тон, и тут не спасут ни звания, ни мастерство. Если вы адекватно воспринимаете морщины, обожаете сериал Ленсбери «Она написала убийство» и/или любите истории о том, как преодолеть границы в системе «свой — чужой», «Шофер» вам, скорее всего, понравится.
27 января в «Кронверке» (впервые за всю историю трансляций) покажут мюзикл. Напарник главного специалиста по жанру, сэра Ллойда Уэббера, поэт Тим Райс с ловкостью виртуоза превращает армейскую жизнь в песню и без труда приспосабливает легкомысленную форму к трагическому содержанию. 1941 год. Гавайи. Еще чуть-чуть – и Перл Харбор, а пока – «разврат и шатание». В отличии от «Шофера мисс Дэйзи» конкуренции с кино постановка «Отныне и вовек» не боится. Во-первых, одноименную версию с Френком Синатрой в нашей стране видели только киноведы и киноманы. Во-вторых, с тех пор первоисточник – роман Джеймса Джонса – был издан без купюр. И борделей, и казармы в книге стало на порядок больше, чем тут же поспешили воспользоваться авторы мюзикла. «Пучины порока» и «высота героического» оформлены с типичными для жанра пафосом и роскошью. Если уж танцы – то смачная телесность, если уж заигрывать с темой кино – то параллельный монтаж и стоп-кадры.
Напоминаем, спектакли в «Кронверке» идут на английском языке с русскими субтитрами.
Выбор за вами! Ищите, и вы наверняка найдете «свой» спектакль.