Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
четверг, день-4..-6 °С
четверг, вечер-5..-7 °С
пятница, ночь-5..-7 °С
пятница, утро-6..-8 °С
13 декабря, четверг-4..-6 °С

«Зимняя сказка»: премьера в Театре на Соборной

В Театре на Соборной представили «Зимнюю сказку» Шекспира. Режиссер-постановщик, Марина Есенина, выбрала одну из самых сложных и загадочных пьес великого Барда, отмечающего в этом году 450-летний юбилей.

«Зимняя сказка» — несчастливая пьеса. Ставят ее редко, и, кажется, ни одна из версий не претендовала на статус «культурное событие». Одни говорят: «Диковинка, чудо-юдо, головоломка...». Другие: «Розыгрыш, фиаско, старческая немощь...». В Стране Советов этот текст, например, принято было читать как причудливую поэтическую фантазию, где «великий реалист» изменил своим принципам, но все-таки не забыл про философскую глубину и социальную подоплеку. Иными словами, как «второсортный» материал, не выдерживающий никакой пролетарской критики. Идеологические лекала изменились, но читать и расшифровывать сказку по-прежнему — титанический труд. Задолго до постмодернистов Шекспир смешивает и взбалтывает смыслы, жанры, мотивы. Проще найти оправдание, чем ключ. На Соборной прилежно следуют за автором, и зрителю остается только испытать себя на прочность.
Жили-были король (Сергей Невидин) и королева (Марина Заланская)... Недолго и крайне несчастливо, потому что король был дьявольски ревнив и, как часто бывает у Шекспира, не совсем психически здоров... Ощутив себя как-то «по колено в грязи», монарх решил: соперника (Илья Комаров) — отравить, жену — судить (за измену Родине, разумеется), а дитя — сжечь. Глядишь, и на душе полегчает. Одной этой дикости хватило бы на полноценную трагедию, но «Зимняя сказка» сказывается не скоро. Даже в порядком порезанной «соборной» версии сюжетных петель — на полноценный сериал: горькие «утраты» и счастливые приобретения, скромные свадьбы и пышные похороны, скитания, терзания, переодевания и праздник стрижки овец.

Программка подсказывает: «Трагикомедия». Предполагается «смех сквозь слезы», а получается «огонь, лед и полный фьюжн». Спорить о пропорциях в данном случае — дурной тон. Зрителя вслед за героями бросает то в жар, то в холод. За высокой трагедией следует чистый фарс, за эпизодом авантюрного характера — идиллическая пастораль. «Магический кубик» Рубика во всей красе, но с одним отличием. Каждая часть автономна и живет своей жизнью во всем, на что и зритель реагирует соответствующим образом.
Королева в лучших традициях князя Мышкина кротко сокрушается о несчастном супруге: «Вам, государь, самим же будет стыдно...». Публика внемлет. Для древнегреческой трагедии современный зритель, конечно, не приспособлен, но психологический реализм уважает со школы. «Медведь еще не дообедал дворянином». В зале — недоумение. Поворот удивителен сам по себе, а в изложении комического оболтуса (Денис Матюгин) приобретает особую эффектность. Но есть вещи страшнее смерти. Инцест! Партер цепенеет. Как реагировать на табу? Правильно. Сделаем вид, что ничего не случилось. Тем более герои придерживаются той же стратегии. Их поступки необъяснимы. Зато интонации узнаваемы. Совершенно по-чеховски, например, звучат со сцены слова о «терпении». Это в нашем культурном контексте. Сочувствуем! Пастушка (Марина Заланская) и принц (Дмитрий Немочен) совершенно по-захаровски (привет, «Юнона и Авось»!) выезжают на конную прогулку. Ну, как тут устоять и не умилиться? Чудит пройдоха — Автолик (Дмитрий Мазепа). Пубика — влюблена. По залу тут и там шелестит фамилия актера. Инерция абсурда так велика, что к финалу галерка соревнуется в дикости прогнозов: «Плюнет — поцелует?»
Сюжетную пестроту компенсирует лаконичность оформления: мешковина, полиэтилен, скотч. «Когда б вы знали из какого сора...» Костюмы — в тон. В согласии с буквой — причудливая смесь современности, античности и средних веков. Пока герои движутся кругами (не только страданий, но и географии), пространства и перспективы вокруг них множатся и дробятся. Излюбленный авторский мотив («Играть, я вижу, надо как на сцене..») визуализирован системой занавесов. Падение ткани знаменует то исчезновение преград, то разрушение основ. Масштабы личности и метафор демонстрируются наглядно: мученик буквально возвышается над палачом, тиран держит в руках «игрушки судьбы». Морская пучина, дремучий лес или райские кущи — это в глубь. Балкону не видно, но партеру портал в чрево театра представлен во всей красе. А вот плут — человек из народа: ему — прямая дорога в зрительный зал.
Все эти кружения, умножения и преображения вызывают чувство тревоги. Загадка — надежный источник беспокойства. Дисциплинированный зритель повсюду ищет знак. Почему сказка? Почему зимняя? Почему герой реагирует так, а не иначе? Происходящее разоблачают вслух, со спецэффектами и в двух частях!

Гермиона: Побудь со мной и расскажи мне сказку.
Мамиллий: Веселую иль грустную?
Гермиона: Любую. Нет, самую веселую!
Мамиллий: Зачем? Зиме подходит грустная.

http://rest-portal.ru/opics1/teatr/winter-tale/18.jpg
Служанка рассказывает о встрече двух королей, раскрыв перед залом папку с рисунками. Реки слез, пафос, шарж и «косолапый коготь приложил». Невеселые картинки доходчиво иллюстрируют историю, «подобную сказке своей невероятностью». Если изначально принять это как правила игры, все становиться на свои места. Жил-был поэт... Он написал пьесу, к которой изначально «относишься с подозрением». Автор мало объясняет, много подразумевает и вовсю экспериментирует. В тексте много странного, загадочного, пугающего, нелепого и… очаровательного. Пьеса-шарада, пьеса-ребус, пьеса-лабиринт. На Соборной каждый желающий может получить иллюстрированный путеводитель и на свой страх и риск отправиться в путь. За чудовищем или за сокровищем. Как повезет...

Комментарии (0):

0
Подписаться
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru