Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
вторник, день9..11 °С
вторник, вечер7..9 °С
среда, ночь5..7 °С
среда, утро6..8 °С
25 сентября, вторник9..11 °С

Юрий Норштейн в Рязани: об опыте, о вдохновении, о кино и о себе

28 августа ’14, REST-PORTAL.RU   1
В разгар рабочего дня на встречу с Юрием Норштейном, создателем культового мультфильма «Ежик в тумане», собралась, без преувеличения, толпа народа. Публика самая пестрая: от седовласых старцев до грудных младенцев. Зал камерной музыки полон. Зрители оккупировали не только партер и балкон, но и декоративную галерею вокруг зала. Многие терпеливо стоят вдоль стен, а кто-то расположился прямо на полу.

Перед выступление мэтр подписывает для всех желающих свои книги, открытки и плакаты. Продают их тут же. Внушительная очередь организовалась моментально. Кто-то ограничился магнитиком, а кто уходит с целой книжной полкой. Спокойствию, с которым режиссер переносит суету вокруг себя, можно только позавидовать. Книги подписывают стопками: для себя, друзей, знакомых, наконец, учеников. Фотовспышки сверкают беспрерывно: для прессы, для души, для семейного архива (Мама, обращаясь к маленькой дочери, ласково: «Представь, что это Дед Мороз»!). Запасы на импровизированной витрине тают на глазах. Молодые люди хмурятся. Юные барышни взволнованно вздыхают: «А на нас ежиков хватит?»



Хватило на всех, но желающих набралось так много, что начало беседы пришлось отложить минут на сорок. Зрители стойко перенесли не только ожидание, но и «кутерьму» с оборудованием (ассистировал художнику министр культуры рязанской области Попов) и двадцатиминутный просмотр «Шинели» без единого звука. В полной тишине из зала дезертировали единицы. На аплодисменты оставшегося большинства Норштейн заметил: «Вы, смотрю, тренированные!» Не столько тренированные, сколько влюбленные. Не всякая рок-звезда может рассчитывать в нашем городе на такой восторженный прием, с цветами и криками: «Приезжайте еще! Мы вас любим!». Настоящие чувства, видимо, всегда взаимны. Разговор в итоге вышел обстоятельный, почти на два часа, с видеопоказами, стихами и даже песнями.


О «Тарковских чтениях»

Я потрясен. Прежде чем организовались Тарковские чтения, здесь, на рязанской земле, должны были организоваться просвещенные люди, в том числе в руководстве. Вы не представляете, какое это имеет значение, когда общество, публика знает, что эти люди, которые руководят, люди читающие, просвещенные, пребывают в пространстве искусства. Тогда атмосфера вокруг меняется. Это уникальная для меня поездка. Я ехал с мыслью, что теряю свое время. Оказалось, не потерял, а приобрел.


О культурном влиянии одного на массу

Маленький рассказ про одного замечательного драматурга Виктора Розова. Он был ранен в первый же день войны. Причем так тяжело, что его считали покойником. В лазарете на него даже не обращали внимания поначалу, но стали лечить. Лечили года полтора. Он был человек образованный. В палате, куда привозили раненных, разговор между солдатами был, как сказал поэт Слуцкер, «с переливчатым матом». Виктор Розов тихо лежал в своем уголке, читал книги и разговаривал на интеллигентном, литературном языке. Постепенно в палате мат стал меняться на литературный язык. Дело дошло до того, что, когда один пациент хотел сказать другому резкое слово, он оборачивался к Розову и говорил: «Витя, извини».


О вдохновении

Когда начинается тот или иной эпизод в фильме? Тогда, когда с тобой что-то произошло. Если с тобой этого не случилось, бессмысленно себя искусственно «разгонять». Как говорил Пушкин, «и опыт, сын ошибок трудных». Вторая часть этой фразы нравится мне гораздо больше. «И гений, парадоксов друг». Это самая сердцевина творчества. Гений — вдохновения друг. Это фраза совершенно замечательная. Она убирает опору на опыт как таковой. Он мало что значит, если к этому не приложено еще что-то, более сильное. Получается так, что ты, в сущности, делаешь один фильм. Он начинается одним сюжетом, потом переходит в другой. В конце-концов ты приходишь к еще каким-то открытиям, которые берут начало на самом деле за много лет до того, как наступил момент озарения.


Об опыте

В 90-е мы сидели без денег, как «церковные крысы». Непонятно, как выжили. Ко мне пришел мой студент, тогда уже самостоятельный, прекрасный режиссер, Михаил Алдашев. Его «Рождество» — один из лучших мультфильмов за последние 25 лет. Он предложил сделать рекламу. Большинство современных реклам социально опасны и с медицинской точки зрения вредны. Я противник этого, но согласился. Получилось четыре рекламы для компании «Русский сахар». К сожалению, я к этому отнесся как к художественному целому. Мы делали их целый год. Это одна из тех потерь времени, когда я вынужден был заниматься ремеслом, а мог бы делать кино. Это очень тяжелый хлеб для такого тугодума как я.


О кино

Кино, на самом деле, сумасшедшее искусство. Здесь нет различия между игровым, документальным, мультипликационным. Экран един. Как сказал Эйзенштейн, муравей крупным планом будет производить гораздо более страшное впечатление, чем стадо слонов общим. Экран есть экран. С него идет поток эмоций. Какими средствами добивается своего режиссер, уже его дело. Хотя понятие «гармония» все равно никуда не исчезает. Гармония она и есть гармония. В то же время мультипликация обладает одновременно и свойствами инстинктивного, подсознательного, и свойствами прагматического. Это соединение, на мой взгляд, одна из самых сильных сторон мультипликации. Технология, которой пользуюсь я, включает в себя некоторые свойства рисованной анимации, свойства кукольной анимации и свойства изобразительного насыщения, что для меня очень важно. Эта история пошла от занятий живописью. Я занимался очень много и всерьез.





О технологиях

Я не английский ткач, который ломает станки. Я не протестую против чего-то нового. Но когда мне говорят: «Нет, старик, сейчас другие темпы»... Я спрашиваю: «Какие?» Разве сейчас дерево быстрее растет? Или мы Бетховена ставим на 76 оборотов, потому что только информацию от него хотим получить? По-моему, современному человеку хочется одеться в такой комфорт, за которым уже жизни не видно. Компьютер имеет слишком много вариантов, чтобы остановиться на нужном. А нужный вариант, он всегда единственный. И дорога всегда единственная. Я бы хотел снимать на пленку. У пленки свои глаза. Пленка живой материал, а ее сейчас хотят просто убить. Это делают люди нечистоплотные в творческом плане. Цифровая съемка обладает своими качествами, но она слишком освобождает человека, а мне кажется, что для творчества это может быть пагубно. Хотя со мной многие наверняка не согласятся.


О себе

Может быть, я истязатель. Жуковский Александр Борисович, божественный кинооператор и мой большой друг, говорил: «Если Норштейну хорошо, значит ему очень плохо». Я все время хожу в состоянии напряжения. Так ли? Правильно ли? Тот ли это путь? В работе должно наступить состояние, когда тебя фильм «несет». Я иногда чувствую, что пространство съемки в какой-то момент обретает свойства отделенного от всего остального мира какого-то энергетического параллелепипеда. Туда кладешь руки и чувствуешь себя по-другому. Это, наверное, похоже на молитву. Что-то происходит, но что я понять не могу. Если случается этот момент, ты можешь почувствовать, что, может быть, не такую уж большую дрянь делаешь... Можно, конечно, думать про себя, что ты Наполеон, но это довольно поганое ощущение. Такого состояния просто не должно быть.


О людях

Материал приходит со всех сторон. Например, случайные люди в метро. Я особенно смотрю внимательно на пожилых, не очень состоятельных женщин и мужчин, которые считают деньги на ладони. Таких много. Человек находится в состоянии самоуглубления, а пейзаж его лица меняется, как будто ветер наклоняет деревья в непогоду. Эти незримые проходы по лицу, кинематографические наплывы, они для меня очень важны. Это целая вселенная. Как и ручка ребенка, его мимика, рисунки детей.

Я перерабатываю огромное количество материала. Среди которого, например, фотографии, случайные и неслучайные. Кроме того я очень внимательно смотрю телевизор. Терпеть не могу, но очень пристально смотрю, когда там, например, чиновники. Когда значительное лицо значительно сидит за столом и значительно поднимает брови, это очень выразительно. Я смотрю и думаю: «Вот мне подарок!» Из этих деталей, штрихов складывается потом персонаж. Нельзя при этом делит людей на положительных и отрицательных, на тех, кто подходит, и тех, кто не подходит, на тех, кто требует внимания от тебя, и тех, кто не требует. Для искусства все равно. Самый ничтожный, самый кровавый, самый последний негодяй для художника остается фактом внимания. Художник в какой-то степени еще и психиатр.





О народном творчестве

Когда встречаешься с действительно великим произведением, это как удар в сердце. Получаешь такой толчок и понимаешь что к чему. В Русском музее я всегда иду в галерею народного искусства и торчу там по несколько часов: не могу насладиться. Эта запись народной живописи, народного таланта и народного ума невероятно притягательна. Когда я делал мой первый самостоятельный фильм «Лиса и заяц», мы с художником залезли в недра исторического музея. Нам показали потрясающей красоты прялки, абсолютно совершенные произведения искусства. Могу твердо сказать, если бы Матис увидел эту роспись, он бы многое взял для своего искусства. Мы посмотрели эти прялки и буквально в несколько дней сделали эскизы.


О режиссуре

Режиссер должен ко всему прикоснуться, все взять в свои руки, все посмотреть. Режиссер задает строй всего. Франческа (прим ред.- художник, с которой Норштейн работает уже много лет, в том числе и над «Шинелью») на меня ругалась часто, но все равно ей приходилось подчинять себя этому закону. Типографский рабочий не может набирать буквы, как хочет. Он подчиняется закону текста, грамоты. Здесь та же самая история. Художник должен раствориться. Если он не раствориться, то останется с самим собой, со своей самостью. Фильм не получиться. Будут, в лучшем случае, говорить: «Там художник так поработал, так нарисовал!» Мне хочется, чтобы никто не видел, как и что нарисовано, чтобы было цельное движение. Я часто повторяю фразу из Евангелия. Я человек неверующий, но Евангелие читаю все время. Для меня это материальное ощущение жизненного пути. Зерно, брошенное в землю, если не умрет, останется одно, а если умрет, то даст плоды. Нужно растворяться.

Объяснить очень трудно. Приходиться давать образные коридоры. Я говорю художнику: «Представь, это должно быть так, как будто шкуркой по коже провели и сукровица выступила». Так же я говорю и композитору. Кроме того я сижу рядом и рисую ему характер музыки. Когда нужно было написать вальс к «Лисе и зайцу», я сказал композитору: «Вот этот овал ты должен будешь написать». Я всегда прихожу с эскизом и говорю: «Вот колорит музыки». Что же тут непонятного? Вот голубовато — коричневатые линии — это один характер музыки, а вот этот цвет — совсем другой. Получается цветомузыка. Пластика и звук становится единым целым. Или наоборот. Отношения у них совершенно разные могут быть.


О воспитании

Все из детства. Человек до пяти лет должен получит весь необходимый строй эмоций, от края до края, куда входят и слезы. Закладывается вся эмоциональная система. Потом — дело воли самого человека. Нельзя дергать, шпынять, унижать детей. Получиться либо преступник, либо аутист.

Когда я читал своим детям на ночь, это было святое время. Совсем маленьким — Бернса, Маршака, Чуковского. Дальше — больше: сказки, Пушкин, переводная поэзия, Киплинг, Водсворт. Потом пришел черед Гоголя. Все по возвышающей. Мне как-то взрослая дочь сказал: «Помнишь, папа, ты читал Бунина «Антоновские яблоки»? Я тогда не поняла твой восторг, а сейчас перечитала и поняла твои чувства».


О Пушкине

Пушкин — мое спасение в самые трудные, невозможные дни, когда невозможно вытеснить из сознания какие-то гадости от встреч со всякими людьми. Достаточно несколько строк, чтобы вернуться в нормальное состояние. Это терапия. Я думаю, его нужно выписывать в туберкулезных диспансерах.





О лучших мультфильмах всех времен и народов

Я назову фильмы, которые вы наверняка не знаете, фильмы, которые мне нравятся. Это «Ночь на лысой горе» Алексеева, «Рука» Иржи Трнка, «Улица» Кэролайн Лиф, «Crac!» Фредерика Бака. И, конечно, я назову «Бемби» Уолта Диснея. Во времена пленки я сидел и рассматривал его на монтажном столе покадрово. Смотрел все: монтажный строй, как разрабатываются персонажи, как они живут, в какой динамике это сделано. Это была моя школа.


О современной русской мультипликации

Есть профессионалы. Александр Дорогов, например. Я его в свое время сильно шпынял. Потрясающий парень, высокий профессионал. Он работал в Америке, на диснеевской студии, прошел колоссальную школу, в том числе и школу культуры. Сейчас в России. От него одного может пойти целая планета мультипликаторов. Есть приличные фильмы. Например, меня очень впечатлил фильм Наташи Чернышовой «Снежинка». Я увидел его и обомлел. Она рисует, как богиня.
Во ВГИКЕ что-то делается...


О «Шинели»

Когда у вас началась «Шинель»? В одиннадцать или двенадцать лет. Когда я ее впервые прочитал. Чувства которые я испытываю к Акакию Акакиевичу? От любви до ненависти. Хитрук мне сказал, когда впервые посмотрел материал: «Вы знает, Юра, наверное, актер это сыграть не сможет». Думаю, смог бы кто-то. Такой актер, как Дастин Хофман или Михаил Чехов.

Будет ли «Шинель» когда-нибудь? Очень правильный вопрос. Будет. Если буду я. Никогда не будет фразы «Фильм снят при поддержки министерства культуры». Я не хочу к ним обращаться. Министерство культуры должно быть министерством культуры, а не министерством политики. Это должно быть самостоятельное явление, абсолютно твердое в своих движениях к просвещению, а не собрание президентской челяди. Должно быть чувство собственного достоинства. Я не хочу вмешиваться в их дела. Знаете, как сказал Дон Кихот, когда они сидели с Санчо у костра: «Блажен Санчо, кто имеет свой кусок хлеба и никому за это не обязан». Вот книги, которые вы покупали. Не думайте, что я эти деньги себе в карман кладу. Они все пойдут в студию.

Комментарии (1):

1
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Анна   31 августа ’14   #
Великолепная статья, подробная и интересная. Побывать не удалось,так чтоспасибо за такой обзор!
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru