Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
четверг, день-4..-6 °С
четверг, вечер-5..-7 °С
пятница, ночь-5..-7 °С
пятница, утро-6..-8 °С
13 декабря, четверг-4..-6 °С

Творческая встреча с Андреем Звягинцевым: разговор о личном

27 августа ’14, REST-PORTAL.RU   1
22 августа в рамках открытия II Тарковских чтений по теории и практике киноискусства рязанцев пригласили на творческую встречу с режиссером Андреем Звягинцевым, обладателем канской «Пальмовой ветви» и венецианского «Золотого льва». Масштаб личности позволил получасовой беседе легко превзойти по содержательности иную лекцию: Тарковский, «Возвращение», личные тайны и ненормативная лексика. Максимально искренне.


О разговорах до и после показа

Я всегда испытываю затруднение. Какой смысл предварять картину? Что я могу перед началом фильма сообщить зрителю. Никогда не мог определить. Максимум, на что меня хватает: «приятного просмотра» и «пожалуйста, выключите свои мобильные телефоны». После картины говорить значительно легче. Предлагаю начать разговор с любого места. Я попробую ответить максимально искренне на любой вопрос.


О «Возвращении»

Та тема, которая меня волновала, это тема взаимоотношения с Богом. Эпизод, когда дети впервые входят в комнату и видят отца... Не скажу, что меня откровение посетило. Это будет слишком сильно сказано. Но мысль о том, что увидеть отца можно в том же самом ракурсе, что и на картине «Мертвый Христос» у Мантеньи была для меня поразительным открытием. Композиция воссоздана в точности, вплоть до мельчайших деталей: простыня, поворот головы, перспектива. Художник сделал это безо всякой оптической магии, а нам пришлось использовать длиннофокусный объектив.

От этого визуального образа родились и все остальные мотивы. Иван и Андрей для меня стали таким расщепленным человеком. Один простодушный, свято верящий, чистый сердцем, не ищущий подвоха, как апостол Андрей, Андрей Первозванный. Рядом другой, вечно сомневающийся, как апостол Фома, Фома неверующий. И так далее и так далее. Вот они едят рыбу. Вы же помните, что первые ученики были рыбаками?

Для меня вопрос, откуда взялся отец и где он был эти 12 лет, не является вообще никаким вопросом. Если смотреть на эту историю в таком ракурсе, совершенно понятно, откуда он взялся. Однажды он всегда является в вашу жизнь. Это меня очень сильно мотивировало. Эти смыслы, аллюзии были главенствующими. Вся остальная детализация, я имею в виду психологические нюансы, лежала в сценарии. Там были очень точно прописаны характеры, сленг. Пришлось даже от чего отказываться. Мне лично было ясно, в какие годы происходит действие. Понятие времени и пространства сознательно стерто.

Хотелось растворить это и сделать историю на все времена.


О смыслах

Я дал себе зарок не отвечать на вопрос «о чем». Это неправильно. Фильм раскрывается только в голове смотрящего. До той поры он является просто вещью в себе, закрытой, герметичной. У каждого свое представление о картине. Я не могу сказать, что кто-то как-то неправильно интерпретирует. Это вопрос не интерпретации, а взгляда. На один и тот же предмет каждый смотрит под своим углом. У меня просто может быть немножко другой взгляд. Не более того. Это правильно, нормально и естественно.

Еще говорят, что не только мы смотрим фильмы, но и фильмы смотрят нас. Мне очень нравиться эта фраза. Говоря о картине, каждый транслирует себя самого, свои переживания, страхи, нерешенные проблемы.

Вот я ответил на вопрос «о чем» и очень сожалею, что все-таки сделал это. Согласитесь, у зрителя свои собственный фильм. Автор — авторитет для зрителя. Как только он начинает говорит, зрительское воображение схлопывается. Мы верим, что автор знает все, но это иллюзия. Он просто следует за своей интуицией. В конечном итоге фильм в каждом совершает свою собственную работу.


О поиске артиста

Это трудная работа. На нее уходят месяцы. Когда зритель видит актера на экране в десятый раз, он лишен... Нет не лишен, но... Когда ты смотришь на экран и видишь впервые в жизни какие-то лица, фильм приобретает новое свойство. Каждый жест — неожиданный.


О проекте «В сторону Тарковского»

Меня сюда пригласила Маша Чугунова. Мы впервые встретились на фестивале «Зеркало» в Плесе. Я смотрел на нее и думал, что со мной происходит? Как может быть такое, что вот человек, который делал с Тарковским фильм «Андрей Рублев»? Она и пригласила меня сюда. Это знаете, как у Френсиса Форда Копполы, «он сделает вам предложение, от которого будет трудно отказаться». Как я мог отказаться? Хотя для меня мастер-класс — это большое испытание. Три дня я должен буду что-то там такое рассказывать о кино. Понятия не имею, что я могу рассказать о кино или о том, как его делать. Я целиком и полностью опираюсь на интуицию. Сцена, как тонет отец, в «Возвращении» мне пригрезилась среди бела дня. В сценарии было иначе. И вот ты сидишь и думаешь, как бы сделать так, а не иначе, и понимаешь, что финал удивительным образом рифмуется с началом, с картиной Мантеньи, и трепещешь как лист. Метода у меня никакого нет, но в эти три дня я попробую его стяжать.


О Тарковском

Я поступил в театральное училище очень юным. В ту пору в школе было 10 классов. Я получил паспорт и вместо десятого класса пошел в училище. На втором курсе посмотрел ретроспективу Тарковского. Это был 1982 год. Показывали все фильмы, которые он на тот момент снял. Каждый вечер мы смотрели по фильму. Начиная с «Иванова детства». Понедельник. Среда. Пятница. Все по порядку. «Андрей Рублев». «Солярис». Тарковский в это время снимал «Ностальгию» в Италии, а «Сталкер» уже был. Мне было 18 лет. Я, может быть, не все понимал, скорее всего даже вообще мало что понимал. В «Зеркале» вообще ничего не понимал. Я только не мог оторвать глаз. Это действовало как магия. «Рублев» меня просто накрыл с головой. Это было как подойти к Джомолунгме. Целый пласт жизни. Могучий, честный, точный, детальный, бесконечный фильм. А потом я увидел фильм «Приключение» Антониони. Я был на втором курсе ГИТИСА в Москве, 1988 год. Ничего не знал об этом режиссере. Какой-то фильм... Какого-то Антониони... Это было чудо. Мое сознание полностью развернулось. А еще потом... в одной книжке о Тарковском я увидел факсимиле записки, где от руки, карандашом он по чей-то просьбе перечислил десять лучших фильмов всех времен и народов. Это черновик. Там есть, ясное дело, Бергман, Бунюэль, Брессон, Жан Виго и... Антониони. И Антониони зачеркнут. У меня есть предположение, ни на что не претендующее, кроме моей собственной тайны, что он зачеркнул эту фамилию, потому что сам «оттуда родом», из этого языка. Я уверен, что «Рублев» создан под огромным впечатлением «Приключения», «Ночи», «Затмения». Неспешное повествование. Когда никто никого не спешит развлекать. Просто созерцает саму жизнь. Тарковский для меня великая фигура, к которой я отношусь с огромной любовью, почтением и уважением.


О необходимом городу

Хорошо бы образовать какую-то такую площадку, где показывали бы не тот репертуар, который сейчас нас здесь ждет следующим сеансом. Мест хотя бы на сто. Связаться с Госфильмофондом, с Музеем кино и смотреть серьезные фильмы. Я уверен, просто убежден, что среда образуется очень скоро и люди будут приходить. У меня самого актерское образование, не режиссерское. Все мои университеты это три-четыре года в синематеке Музея Кино, где показывают шедевры.


О «Левиафане»

Я думаю, «Левиафана» можно будет увидеть в кино. Продюсер Александ Роднянский открыт для диалога. Прокатное удостоверение получено. В сентябре будет организован закрытый показ в Москве. Это сделано для того, чтобы Российский оскаровский комитет мог рассматривать картину в числе других возможных номинантов. Широкий прокат начнется в следующем году. Никаких препятствий, вопреки утверждениям прессы, не было. Все трудности — технические. Плюс проблема с ненормативной лексикой. С первого июня, вы знаете, она запрещена.


О запрете

На телевидение это очень правильно, я считаю. В кинотеатрах — непродуманно. Уверен. Сюда, в зал попадают только те, кто желает увидеть картину. Если на постере указано «осторожно, ненормативная лексика» только недалекий родитель поведет на сеанс дитя. Взрослый зритель имеет полное право смотреть авторскую версию. Когда вы увидите фильм на DVD, убедитесь, ненормативная лексика там очень скромна и достоверна. Она делает персонажей более реалистичными. Кто виноват, что мы разговариваем на этом языке? Точно не художник.

Комментарии (1):

1
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Babe   28 августа ’14   #
Для меня это была удивительная встреча. Из тех, что меняют жизнь, сознание, мировосприятие. Очень редко я раньше в жизни встречала таких людей, как Звягинцев. Столько обаяния, интеллигентности, глубины и в то же время легкости в одном человеке. Его хотелось слушать и слушать, а его фильмы — пересматривать снова.
© 2007—2018, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru