У популярного французского драматурга Жана Ануя режиссер Урсула Макарова выбрала не самую популярную пьесу «Приглашение в замок» и не прогадала. Публика встретила премьеру более чем благожелательно.
Жили были два брата: недотепа и прохвост. У недотепы была невеста, а у прохвоста — коварный план «Как расстроить свадьбу». Разумеется, с помощью обворожительной красавицы. Это легко. «Гонорар танцовщицы за месяц» плюс платье. Это сложно. У красавицы есть амбиции, сердце и мать. У матери — подруга. У подруги — богатая покровительница. У покровительницы — племянники: недотепа и прохвост. Пружина интриги в этой комедии закручена так туго, что в какой-то момент становится совершенно все равно, в каких именно отношениях состоят герои и что произойдет дальше. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как, маска за маской, разоблачаются персонажи. Легкомысленное, почти водевильное, «Приглашение» много выигрывает на фоне типичных комедийных аттракционов. За блестками и бликами скрывается драматическая история о том, как рушатся мечты и строится счастье, об изнанке успеха и подноготной любви. Сделано она без пафоса и претензий, с большой любовью к артистам и пьесе.
На сцене — «театр в театре». Спектакль открывает яркий пролог: огни кабаре а-ля Moulin Rouge, модный нынче электро- свинг, тени, марионетки, одним словом, шоу. Наслаждайтесь. И забудьте. В дальнейшем этот номер мало чем отзовется. Разве что пластикой главной героини — игрушки в руках других. Мать кричит — дергает за ниточку: «Выпрями спину». Коварный братец заламывает руки: «Будь соблазнительна!» Алая эстрада, однако, останется в центре сцены навсегда. «Наигрывать» в данном случае синоним «искренности». Без сарказма.
Паутина нитей, связывающих персонажи, слишком тяжеловесна, чтобы тащить ее к развязке. Все манипулируют всеми. Каждый зависит от другого. У всякого в запасе пара превращений. Игра, фарс, гротеск. «Вы имеете дело с самым избитым театральным штампом!» — восклицает главный герой. Это чистая правда. Это откровенная ложь. Вместо характеров — личины: жертва, богач, старая дева. Вместо судьбы — амплуа: любовник, дурак, наивная барышня. Вместо мотива — маска: Арлекин, Пьеро, Пантолоне. «Будь я похож на Ораса, я и был бы Орасом! Все, что со мной происходит, ненастоящее!» — поясняют недогадливым. Вальсируем! Реализмом пренебречь!
Условность в данном случае равна честности. «Правда не стоит ни гроша, если она не правдоподобна». Чем ближе к финалу, тем громче музыка и ярче свет. Кто из нас не носит масок? Сколько их у каждого? Робкая жертва превращается в бесстрашную бандитку, самоуверенная красавица — в сломленную страдалицу, последний нищий — в повелителя финансовой империи. И обратно. И еще раз. Кто знает, что будет дальше? Победители и побежденные легко меняются местами, чувства и афоризмы стремительно теряют в цене, вторые роли выходят на первый план. «Неправдоподобные слезы смешны», а острые шутки солоны. В этом прелесть и суть.
«Приглашение» требует от создателей железной дисциплины, бешеного ритма, редкой выдержки, находчивой точности режиссерских решений и слаженного актерского ансамбля. Его никак не назовешь безупречным, но у постановки большой потенциал... и высокие риски. Спектакль полон огней, зеркал, блесток и дыма. Он буквально слепит глаза. «Нельзя же всю жизнь забавляться! Только это и стоит делать!» Спор разрешает практика. Как только проказы персонажей теряют азарт, зритель начинает скучать, углубляться в откровенно фальшивый сюжет, искать глубокие смыслы в чисто развлекательных вставных номерах, тонуть в многословных диалогах. Верное средство от скуки — метаморфоза. Ближе к финалу впору будет и погрустить, и призадуматься: исторические справки, элегические монологи, серьезный тон. «Приглашение» заслужило бы внимание публики, будь в нем только трогательный «скупой рыцарь» Мессершман — Борисов, но у спектакля — целый ряд веских достоинств помимо блестящего банкира. Каждому по потребностям. Публика, желающая развлекаться, получит свое сполна, равно как и вдумчивый зритель — в поисках цитат и смыслов. «Сполна» тут, правда, зависит от множества нюансов. Фраза «удачный показ» будет актуальна как никогда. В целом — в афише, бесспорно, появился новый хит. «Какое трогательное представление о любви воспитывают в “Оперà”!
Фото Евгении Мисник