Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
среда, ночь0..-2 °С
среда, утро0..-2 °С
среда, день0..-2 °С
среда, вечер-1..-3 °С
22 ноября, среда0..-2 °С

Премьера «Танец Дели» в Театре на Соборной

22 апреля ’14, Анастасия Милованова   3
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Как можно рассказать про танец?
МЕДСЕСТРА. Вы же критик, разве вы не этим занимаетесь.
ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА. Какой ужас! Я действительно занимаюсь именно этим.

Иван Вырыпаев, Танец Дели



Рассказывать про «Танец Дели» действительно нет смысла. Есть смысл рассказать, почему важно и нужно увидеть новый спектакль в Театре на Соборной.

Семь одноактных пьес модного автора Вырыпаева сейчас, что называется, в тренде. Танцуют «от Москвы до самых до окраин». Сценическая судьба «Дели» заслуживает особого внимания. Вырыпаев, режиссер, не чуждый понятию «хит», этот программный текст (другие у него бываю редко) популярным так и не сделал. Его версию для варшавского Театра Народовы (все в черном, после каждой новеллы занавес и поклоны, текст про любовь и смерть читают пафосно, как древнюю поэзию, звучит музыка Пуччини и Верди) критика встретила более менее благосклонно. Даже хвалила за «благородную условность». Его фильм «Танец Дели» (белый кафель, мягкий свет, после каждой новеллы титры, текст про любовь и смерть читают, как путеводитель по провинции, Гребенщиков поет по-английски) не хвалил, кажется, никто. Поражением такой расклад назвать трудно. Авторский неуспех сообщил тексту самостоятельность. «Танец» стал появляться в афишах то одного театра, то другого. Можно даже сказать что пьеса попала все-таки в обойму хитов. В этом году питерская версия режиссера Волкострелова номинируется на «Золотую маску» в категории «Малая форма». Главная театральная премия страны добавит тексту солидности, и, вероятно, ставить «Танец» будут еще чаще. Приятно думать, что Рязань оказалась на «культурной передовой».

Семь пьес. Семь историй. Одни и те же герои в разных обстоятельствах, из которых ключевое — смерть. Если персонаж был жив и бодро действовал в первом акте, то в шестом вам могут сообщить, что он давно скончался. Искать тут логику или нет — личное решение каждого зрителя. Занятие это может быть на столько же увлекательным, насколько и бессмысленным. Та же история со всяким «правдоподобием». Герои регулярно перемещаются с одного полюса на другой. От «античувства» до настоящих слез. От заурядных цитрусовых до невозможной в нашей реальности капельницы, по которой течет то ли электричество, то ли чистый божественный свет. Сделано все это на удивление аккуратно и бережно, без крайностей, фальши и позы. Сложный материал, где конфликтуют не столько персонажи, сколько смыслы, точки зрения и «концепции» требует от постановщика в равной степени чувства меры и чувства вкуса. Питерскому гостю Наталии Лапиной, сделавшей «Танец» на Соборной, они явно присущи.

Пространство малой сцены разделили на черное и белое. Узкая граница идет через всю сцену. Она начинается и заканчивается зеркалами. Бесконечная череда умножение и отражений. Между пьесами — «технический пролог». Зритель видит, как артисты и службы готовятся к следующей части спектакля. «Изнанка на публику». На полу — полупустые или полуполные, как в старом анекдоте, граненные стаканы. Время от времени то одному, то другому герою предлагают воды. Уловить разницу между бытовой вежливостью и поэтической метафорой почти невозможно. «Ты думаешь, есть две чаши весов. А на самом деле, у этих весов только одна чаша. Есть только одна чаша, и на ней ничего не взвешивают, из этой чаши пьют… Каждый свою жизнь. И не нужно превращать Грааль в продуктовые весы».

Сложный, многослойный авторский текст, по сути своей монолог, аккуратно разложен на голоса. Транслирую его без надрыва и даже с юмором, спасительным в ситуации, когда последовательно получаешь семь похоронок. Акценты каждый зритель должен расставить сам. Есть некоторые купюры, но в целом текст прочитан с большим уважением к пьесе. Будут и Холокост, и война в Ираке, и мировая душа, и московские пробки, Будда, Ницше, Чехов, Сартр, и еще с десяток имен. Ни одно из них в тексте не произносится, но идеи цитируются едва ли не дословно.

Можно высокопарно заявить, что лучше Чехова, может быть только Чехов, обвинить авторов во вторичности и назвать пьесу «пособием для начинающего буддиста», а можно принять правила и с увлечением изучать мультикультурный ребус. Не заскучают и те, кто равнодушен к подобным «играм в бисер». Сами по себе истории героев легко укладываются в формат дневного ТВ: любил, изменил, отравилась и тд и тп. Вся эта «бытовуха» на фоне театральной «благородной условности» звучит свежо и честно, а последовательная работа с болевыми точками не оставляет зрителю шансов. Наверняка, хоть одна из семи пьес да отзовется в вашем сердце. Сочувствовать — значит участвовать. Тут уже не игры, тут приобретение опыта.

Комментарии (3):

0
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Денис   25 апреля ’14   #
«Бытовухи» на ТВ и правда хватает. Увидеть в театре? Что ж, пожалуй, вариант неплох. Возможно, именно «театральный» вариант сделает восприятие происходящего на сцене более глубоким и затягивающим. благодарю за обзор!)
Наташа Рижская   1 мая ’14   #
Судя по образности, которая присутствует в статье, спектакль достойный. Хочется увидеть и капельницу, по которой струится божественный свет, и прочувствовать, что же это такое — весы с одной чашей. Среди засилья «развлекухи» и «невыносимой легкости» на сцене нужно иногда находить что-то такое. Что-то, что могло бы снять накипь с сердца. Так что от мимолетного желания пойти на спектакль до полной решимости вступить в диалог с театром — один шаг)))
Вера   4 мая ’14   #
Вырыпаев вызывает весьма положительные эмоции, но с «Танцем Дели» у меня случилось невероятнейшее недопонимание — не смогла выдержать и пяти минут фильма, чего со мной в принципе не бывает. Однако прочитав статью, поняла, что надо дать нам с ним еще шанс. Спасибо!
© 2007—2017, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru