(Описание бренда и его обсуждение на сайте: Туристический бренд Рязанской области: «Рязань — березовый край»)
Каково назначение знака и бренда? Где рязанцы их встретят?
Уважаемые пользователи и читатели сайта, мы все с вами заинтересованы в том, чтобы наш регион был привлекательным для туристов. В Рязанской области достаточно ресурсов, чтобы успешно конкурировать на туристическом рынке. Конкурентная борьба нарастает с каждым годом, и, чтобы занять свою нишу, Рязанская область должна стать узнаваемой на туристическом рынке. Для этого необходим бренд. Благодаря продвижению бренда различные целевые группы получают информацию о регионе, его особенностях и преимуществах, о существующих ресурсах и возможностях.
Под брендом территории подразумевается образ, идея. Логотип (знак) не является брендом, это лишь визуализация идеи.
Логотип будет использован при разработке системы навигации ориентирующей информации для туристов, к музейным и туристическим объектам, в оформлении туристического портала, туристско-информационного центра, выставочных стендов для участия в международных специализированных выставках, сувенирной, рекламной, печатной и иной продукции.
Вариант оформления выставочного стенда
Проводилась ли какая-то подготовительная работа министерством?
Создание бренда — это комплексная работа, включающая проведение различного рода исследований, SWOT-анализ имеющихся ресурсов, анализ предложений конкурентов, выявление культурного кода территории.
Одним из первых шагов в этом направлении стали социально-маркетинговые исследования. С этой целью были проведены опросы среди жителей Рязанской области, занимающихся различными видами деятельности. В опросе приняли участие представители туристической, гостиничной отраслей, ресторанного бизнеса, сотрудники музеев, этнографы, ученые, занимающиеся вопросами культурологии, социологии, теологии, экологии, которым предлагалось ответить на вопрос: «Что они считают уникальным в Рязанской области? Какие главные достопримечательности они бы выделили?».
Также опрашивались жители других регионов, что они знают о Рязани.
Фрагмент исследования «Привлекательность Рязанской области для жителей Москвы, Санкт-Петербурга»
Результаты показали, что жители г. Москвы и Санкт-Петербурга, которые никогда не были в Рязанской области, фактически ничего не знают о регионе, Рязанская область ни с чем конкретным не ассоциируется.
Помимо работы, связанной с проведением маркетинговых и социальных исследований, изучался опыт других регионов по разработке туристических брендов, проводились консультации со специалистами московских консалтинговых компаний, таких как «Stas Marketing», «Конкретика», ведущими российскими туроператорами. Представители министерства принимали участие в практических семинарах по вопросам повышения инвестиционной и туристической привлекательности, изучали подходы и технологии к построению бренда региона.
Проведенные исследования и анализ ресурсов Рязанской области позволили выявить характерные особенности развития региона: исконно русская территория, сохранившиеся культурные традиции, преимущественно русское население (95% жителей Рязанской области — русские). Все это было положено в основу бренда Рязанской области, основная идея которого подчеркнуть и развить образ «русской земли», где туристы могут почувствовать аутентичную атмосферу, полюбоваться красотой русской природы, принять участие в традиционных событийных мероприятиях, попробовать блюда по старинным русским рецептам, познакомиться с культурными традициями, народными промыслами и ремеслами.
Почему не стали проводить открытый творческий конкурс, в котором рязанцы могли предложить свое видение бренда или оценить результаты работы профессионалов до их принятия?
Конкурс по созданию логотипа не проводился среди жителей Рязанской области по нескольким причинам.
Во-первых, разработка логотипа включена в состав общей работы по созданию бренда, и как уже отмечалось ранее, данная работа предполагает проведение разного рода исследований, маркетингового анализа, изучение туристических потоков и перспективности отдельных туробъектов и т.д. Поэтому разработкой бренда должны заниматься специалисты по территориальному маркетингу.
Во-вторых, опыт других регионов, численность населения которых, как в Рязанской области составляет примерно миллион человек, показывает, что при проведении подобных конкурсов невозможно учесть взгляды и интересы всех жителей.
Не проводить народных конкурсов на разработку бренда/логотипа призывают многие специалисты в области брендинга.
Кто автор бренда? Каким образом выбирался исполнитель для этой работы? Почему березовый край? Как этот знак связан с Рязанщиной? Почему выбран этот знак?
Выбор исполнителя проводился на конкурсной основе. Участвовать в конкурсе могли организации, имеющие большой опыт в сфере маркетинга территории, а также компании, которые занимались разработкой известных брендов. По итогам конкурса договор был заключен с ЗАО «Консалтинговая группа «Город Мастеров» (г. Санкт-Петербург). В портфеле данной компании бренд «Великий Новгород — Родина России», который был признан лучшим региональным брендом России в 2012 г.
При формировании бренда для Рязанской области разработчики опирались на существующий спрос и те виды туризма и туристические объекты, которые прочно ассоциируются с Рязанским регионом, поскольку усилий на их продвижение потребуется меньше. Для Рязанской области таковыми являются всемирно известный музей-заповедник С.А. Есенина, который посещают тысячи туристов, природные и рекреационные ресурсы.
Предлагаемый региональный бренд «Рязань – березовый край», с одной стороны, подчеркивает «русскость» территории, её природные ресурсы, с другой стороны, формируется устойчивая ассоциация с именем С.А. Есенина, который всему миру открыл «страну березового ситца». «Самый русский» из всех русских поэтов и воспетая им богатая русская природа составляют основу туристической привлекательности Рязанской области.
Данный бренд также подчеркивает наличие ресурсов для развития сельского и экологического туризма в Рязанской области, спрос на которые стабильно растет с каждым годом. Графическим знаком стали три вышитых березовых листочка, выполненные в технике традиционной рязанской вышивки.
Чем был мотивирован отказ от использования символики куполов при разработке бренда?
Символика куполов без православных крестов не использовалась по причинам, связанным с религиозной этикой.
Какие критерии предъявлялись к работе? Какие рассматривались варианты?
Ключевая мысль бренда должна быть понятной для туриста, конкретной, легко трансформироваться для использования в повседневной жизни. Такие бренды как «жемчужина России», «душа России», «сердце России», «русская Швейцария» и т.п., несмотря на красивое звучание, не объясняют преимущества отдыха в той или иной местности.
Для Рязанской области также предлагались такие варианты, как «Рязань — центр древнерусской культуры», «Рязань разная», «Рязань русская».
Как проводилось утверждение? Кто выбирал? Кто этот вариант принял и утвердил?
Варианты рассматривались на различных дискуссионных площадках: среди представителей туриндустрии, на заседании художественно-экспертного совета по дизайну, в состав которого входят известные дизайнеры Рязани, в высших образовательных учреждениях, среди специалистов по краеведению. В настоящее время логотип дорабатывается с учетом высказанных дизайнерами замечаний и рекомендаций, корректируются цвет и шрифт.
Можно ли разработать новый проект или недовольным остается смириться?
Хотелось бы ещё раз обратить ваше внимание на то, что в настоящее время логотип дорабатывается на основании конструктивных замечаний, высказанных членами совета по дизайну. Если у вас есть конкретные предложения по внесению изменений, мы готовы их рассмотреть.
Рабочая группа по разработке бренда Рязанской области