Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
среда, ночь0..-2 °С
среда, утро0..-2 °С
среда, день0..-2 °С
среда, вечер-1..-3 °С
21 ноября, вторник0..-2 °С

«...И наказанiе»: Нескучная классика в Театре кукол

– Хоть бы умереть-то дали спокойно! – закричала она на всю толпу, – что за спектакль нашли!
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (часть 2, глава 7)


Весну в «куклах» встретили спектаклем «...И наказанiе» — премьерой, обязательной к просмотру всем небезразличным к театру и литературе жителям Рязани. «Сцены из романа», конечно, не в состоянии заменить чтения, и в этом смысле вряд ли помогут нерадивому школьнику, но окажут неоценимую помощь в процессе анализа текста. Захватывающий диалог со зрителем здесь ведут профессионально, со знанием дела, но без «насупленных бровей». Будет не cкучно и местами, как ни странно, даже смешно. Давний друг рязанского театра кукол белорусский режиссер Олег Жюгжда умеет преподносить классические тексты так, что диву даешься: «И вот эту историю кто-то считает скучной?!» Его «Вишневый сад» претендовал на национальную премию «Золотая маска» в таких категориях, как «Лучший спектакль в театре кукол» и «Лучшая работа режиссера», а «Пиковая дама», не так давно показанная в нашем городе, вызывала острое желание читать и перечитывать Пушкина в неограниченном объеме.



Сюжет про раскаявшегося молодого убийцу, на первый взгляд годный разве что для сентиментального городского романса, в исполнении Достоевского стал национальным достоянием: видимо, «как» рассказывать часто важнее, чем про «что». «Как» в этом спектакле на высоте. Зрителя не раз удивят очередным «спецэффектом», каждый из которых, вопреки привычной сейчас технологии, не затуманивает, а поясняет происходящее: будет и театр теней, и видеоинсталляции, и беседы с призраками, и полеты над Санкт-Петербургом, и, да, живое исполнение городского романса тоже будет, причем удивительно отрезвляющие, так, что окончательно станет понятно среди каких «васильков» Раскольников пытался вырасти в Наполеона. Нездоровое начало его сумбурных теорий на сцене обретает вполне конкретные очертания физического недуга, отчего впору начинать сомневаться уже во всем, включая и само преступление. Жар и туман в спектакле практически буквальны. Они рассеваются лишь иногда, и впервые,— во время чтения Евангелия от Иоанна: «Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.»



«...И наказанiе» — спектакль-провокация и не стесняется этого, в любой дерзости ссылаясь на самого Достоевского, так, мол, в книге. И действительно, как специально для них написано. «Лжешь ты все, — завопил Раскольников, — лжешь, полишинель проклятый... Ты лжешь и дразнишь меня, чтоб я себя выдал!». Когда услышите эти слова со сцены, поднимете голову, над вами, на потолке, — символические портреты всех «народных» героев кукольного театра, включая и русского Петрушку, и французского Полишинеля. Они только на первый взгляд — игрушечные шутники и задиры, на деле — мудрые рассказчики, которые идеально приспособлены для историй, где главные события происходят внутри героя. Почти у каждого персонажа в этом спектакле есть кукольное «Я». Единственный, кто его лишен — Свидригайлов в исполнении директора(!) театра Кириллова Константина Геннадьевича. За ним волочится целая «свита теней», прозрачно намекая зрителю на истинную природу и будущую судьбу персонажа, но куклы нет, поскольку этот герой целостен как никто, он уже все про себя давно понял и ношением масок не злоупотребляет.



В « ...И наказанiи» вообще наглядность всех тех «тайных знаков», объяснение которых в школьные годы занимает часы, поразительна. Тот же Свидригайлов, например, возвышаясь над Раскольниковым, весь в белом, так настойчиво искушает его отъездом «в Америку», что можно без труда услышать сходство слов «новый свет» и «на том свете», а в щегольском костюме увидеть погребальный саван. Но своих хрестоматийных рассуждений про загробную жизнь в виде бани с пауками Свидригайлов тут не озвучит. За него красноречиво выскажется пистолет. На фоне этого в буквальном смысле слова «ослепительного» преступления — «переступления через себя» — сложно в очередной раз будет не засомневаться в реальности героев, каждый из которых в какой-то степени зеркало и двойник Раскольникова, со своей теорией и своими немощами. Недаром в спектакле не нашлось места самому здоровому и здравому — Разумихину, неуместному в таком чаду разнообразных гордынь.

Роман «Преступление и наказание» — тот случай, когда «слава бежит впереди». Есть немало расхожих убеждений на его счет: скучный, долгий, угрюмый, и, наконец, самое страшное для массового сознания — детектив, где сразу сказали, что убийца — «дворецкий». Как заметил перед премьерой художественный руководитель театра Валерий Николаевич Шадский, читать Достоевского сейчас не очень-то и хотят. Да, классическая литература, как и классическая музыка, требует определенной дисциплины, и определенных затрат (хотя бы и во времени — спектакль идет два с половиной часа с одним антрактом), но, приложив усилия, вы, возможно, прочтете вместе с режиссером совсем другую книгу, захватывающую, стремительную, затейливую и, конечно, сильно меняющую своего читателя.

Перечитать роман и сделать свои выводы о спектакле можно будет 31 марта.

Комментарии (2):

3
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
natasha0511   26 марта ’13   #
Интересная статья. С нетерпением жду 31го! Даже если прочтение режиссера и не сойдется с моим восприятием романа, все равно рада буду вновь погрузиться в непревзойденный слог Достоевского. Ведь, как верно заметила Анастасия, «как» рассказывать часто важнее, чем про «что». Всегда волнуюсь перед походом на такие «мероприятия»: а понравится ли, а не покажется ли бесчестным и мелким по сравнению с самим литературным произведением. Но, судя по обещанным мрачным спецэффектам, все обойдется, будет день — будет пища для ума и души!
Анастасия Орлова   Альбатрос Тревел   2 апреля ’13   #
Прекрасный спектакль, получили много эстетического удовольствия.
© 2007—2017, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru