Постановка Валерия Шадского «Ищу человека. Диоген» для кукольного – необычная. Во-первых, здесь на сцене и кукол-то почти нет, а во-вторых, спектакль – для взрослых. Конечно, такие постановки на сцене Театра кукол шли и раньше – в разные годы это были «Мастер и Маргарита», «Пир во время чумы», «Совсем как люди» и некоторые другие. Но все-таки «взрослеют» спектакли редко, а значит, каждый из них становится настоящим событием для театральной Рязани. Так случилось и с «Диогеном», тем более что создатели заинтриговали потенциальных зрителей задолго до премьеры, прежде всего вот таким анонсом на официальном сайте: «Наверное, можно назвать спектакль неким ... порталом (с удивительными архитектурно-театрально-фантастичесими аллюзиями), позволяющим путешествие из того, что было «до нашей эры», в эпоху гламура, от античной «чистой доски» до её модернизированного младшего брата — айпада…». Вопросов такой текст оставлял гораздо больше, чем давал ответов, так что неудивительно, что билеты на спектакль, охарактеризованный самим режиссером как трагикомедия, были раскуплены задолго до первого показа, и в день премьеры в зале наблюдался аншлаг.
Валерий Шадский представляет нам историю Диогена – знаменитого греческого мыслителя и философа. Пока Диоген (Владимир Коняхин) размышляет о смысле жизни и обо всем остальном, что только ему и доступно, проповедует идеи аскетизма и отказа от мирских радостей, членам его семьи – жене Памфиле (Ольга Ковалева), дочери Милене (Светлана Гусева), матери Дориде (Светлана Кострикина), лишенным против воли самого необходимого, приходится совсем несладко. Впрочем, Диогена такие мелочи не беспокоят: ведь в жизни нужно довольствоваться малым, материальные ценности отвлекают человека от размышлений, истины, духовного роста… Вот только все окружающие Диогена живут совсем по другим законам – и по законам чувств в том числе. Единственная и любимая дочь Диогена Милена влюбляется в Креонта (Валерий Рыжков), сына архонта Синопа Фемистокла (Валерий Скиданов). Фемистокл — делец, стремящийся к наживе, его вполне можно назвать античным бизнесменом, и идей Диогена он наверняка не разделит. Но вот незадача – чтобы дети могли пожениться, нужно благословение отца невесты, нужна встреча Диогена с Фемистоклом. И кажется, что отцовское сердце вот-вот дрогнет, и ради счастья дочери Диоген – хоть на день! – пожертвует своими принципами… Но нет, этого не случится. Диоген останется верным своим убеждениям, которые его современники так и не поймут.
Спектакль «Ищу человека. Диоген» смотрится удивительно гармоничным и целостным художественным произведением, и не последнюю роль в раскрытии замысла автора играет сценография. Она, безусловно, хороша и очень тщательно продуманна. Белоснежные костюмы героев, та самая бочка, с которой имя Диогена как раз и ассоциируется, голубой цвет в оформлении сцены парадоксальным образом сочетаются с символами и картонными фигурами деятелей 20 века. В спектакль органично вписываются, даже вплетаются пластические этюды с участием героев нашего времени – или, скорее, антигероев… Прошли века, но ничего не меняется в мировоззрении людей — хотят донести авторы. Смейтесь над ними, если хотите – а смеяться хочется, спектакль сделан действительно талантливо и искрометно! – вот только не лишним здесь будет вспомнить поговорку про зеркало, на которое нечего пенять…
Cпектакль «Ищу человека. Диоген» заставляет зрителей посмотреть, подумать, поразмышлять… Последний раз в этом сезоне он будет показан уже 30 марта, после чего в Театре кукол начинается грандиозный ремонт сцены. Валерий Шадский обещает, что она изменится до неузнаваемости.