В прошлую пятницу в Филармонии состоялся концерт заслуженного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства (за вклад в развитие и пропаганду отечественного музыкального искусства) и многих других престижных премий, знаменитого пианиста Дениса Мацуева.
Денис Леонидович не в первый раз приезжает в наш город. И в очередной раз он восхищается рязанской публикой.
— Я обожаю эту публику, — говорит музыкант и застенчиво улыбается.
Мацуев — скромный человек. На пресс-конференции отвечал на вопросы журналистов, не поднимая глаз, смущался. Оживлялся на некоторых вопросах, смотрел в глаза спрашивающему, отвечал бойко, уверенно (с интересом Мацуев ответил на вопрос про свою любимую футбольную команду «Спартак»; очень сожалел, что команда сейчас находится не в лучшем положении; отметил, что настоящий болельщик проявляется не только во времена триумфа, но и во времена проигрышей). А потом вдруг опять засмущался. Иногда поглядывал на часы, и буквально через двадцать пять минут общения вышел, чтобы готовиться к концерту. Нельзя заставлять публику ждать. Да и тем более, что сам музыкант признался, что не любит много говорить о себе, о своих успехах. Он говорит посредством музыки.
Зал... Пожалуй, такое количество народа я еще не видела в Филармонии. Весь партер (плюс множество приставных стульев) забит, битком также амфитеатр и балкон. Рязанцы соскучились по классической музыке. По музыке сердца и души. Восхищение? Больше – восторг! Непередаваемый восторг на лицах. И ожидание… Наконец, на сцену выходит Рязанский симфонический оркестр под управлением Сергея Анатольевича Оселкова. Играют. После – выходит Мацуев. Зал рукоплещет.
В первом отделении Прокофьев – Концерт №3 для фортепиано с оркестром. Играли мощно. И так невероятно чисто. Мне почему-то сразу вспомнился фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра», в котором из-за конфликтов внутри коллектива не складывалась и музыка. А здесь – все слажено, легко, воздушно. От плавных волнующих до рваных и резких. И все, как говорится, по мановению волшебной палочки. Палочки дирижера.
«Вечер романтики» — как выразился Мацуев. И он играл виртуозно. Романтично, просто, сильно, искренне. Здесь – он преобразился. Такой скованный на интервью, здесь, перед роялем – раскрылся. Рояль – это его средство выражения. Выражения своей души посредством музыки. «Я не умею говорить хорошо, за меня говорит моя музыка». И вот он взволнованно играет Прокофьева, наслаждаясь каждой сыгранной нотой. Он играет с закрытыми глазами. В нем нет робости, он полностью раскрепощен и отдан музыке. Сыграв партию, он опускает руки, слегка встряхивает их и вновь ударяет по клавишам. Не знаю, с чем можно сравнить игру музыкантов-виртуозов. Разве что с морем. С морем, которое ни на секунду не прекращает свое движение. Его волны то резко наскакивают и возвращаются обратно, то слегка трогают берег. Также и у музыканта: то рьяно, огненно, быстро он играет, то вдруг сразу же, тут же, переходит на спокойное. И когда на пресс-конференции у Мацуева спросили, бережет ли он как-нибудь свои руки, он ответил: «Если ты не затрачиваешься на 150 процентов, если не проникаешь в суть произведения, которое ты выходишь играть на сцену, а если ты играешь еще тем более романтические произведения, здесь говорить о какой-то опасности или чувство сберечь свои руки – то лучше не выходить на сцену вообще». И это точно! И это правильно. Денис Мацуев полностью отдает себя, свое мастерство, свою душу зрителям. И они благодарят его не только огромными букетами цветов, нет, не только аплодисментами, но главным – улыбками. Искренними, светлыми улыбками на одухотворенных лицах. Это главное. Главное для любого артиста.
Как изменились лица людей под действием тончайшей музыки! Вот женщина сидит, закрыв глаза и слегка прислонив руку к щеке. Мужчина чуть дальше удобно расположился на кресле и, также закрыв глаза, сложив руки на животе, наслаждается классикой. Ни одного равнодушного.
Второе отделение – Фортепианный цикл Роберта Шумана «Карнавал», созданный им в 1834-1835 годах. Это цикл пьес, где перед нами то стремительно проносятся, то в медленном танце проплывают самые разнообразные маски.
Мы слушаем, закрыв глаза… и представляем. Вот возвестили о карнавале (Денис Леонидович стремительно, «летящими» пальцами играет Преамбулу), вот появился грустный, нелепый Пьеро. За ним вбежал на цыпочках вечно веселый, озорной Арлекин. Начался благородный вальс. И закрутилось, завертелось. Барышни кокетничают с юношами, Пьеро все также грустит, чуть не плачет, Арлекин – балагурит, смеется. Входит Шопен. Он чем-то опечален. Задумчив. И Мацуев так тонко играет этот образ. Затем Паганини. Он, в отличие от Шопена, приветлив, улыбчив. Он торжествует. И весь карнавал проносится быстро, легко. Маски встречаются и расходятся. Признаются в любви и расстаются. И все это мы слышим и представляем благодаря блистательному таланту Дениса Мацуева.
Концерт окончен. Букеты подарены. Аплодисменты умолкли. Зрители расходятся по домам. Но еще долго, я думаю, они будут слышать ту чудесную музыку, которую подарил им тем прекрасным вечером Денис Мацуев…