Лазертаг в Рязани
Войти
Зарегистрироваться
Регистрация откроет новые горизонты
  1. Каталог
  2. Афиша
  3. Новости
  4. Статьи
  5. Бизнес
  6. Фото
  7. Лазертаг
  8. Форум
  9. Скидки
  10. Блог
суббота, день-2..-4 °С
суббота, вечер-1..-3 °С
воскресенье, ночь0..-2 °С
воскресенье, утро0..-2 °С
14 декабря, суббота-2..-4 °С

Герои Фёдора Михайловича заговорили по-литовски. «Идиот» театра «Meno Fortas»

9 ноября ’10, АкваМарина   25
Не верьте глазам своим, завидев простую и немногословную театральную афишу. Не верьте, как это сделала я и знакомые, которых мне довелось встретить в фойе театра Драмы вечером шестого ноября. Хотя, если поверите, то вас ждут неожиданные сюрпризы.



Итак, что было на афишах: спектакль по произведению «Идиот» литовского театра «Meno Fortas» (режиссер Эймунатас Някрошюс).

Сюрприз № 1: продолжительность спектакля (не упомянутая нигде) более 5 часов. Четыре отделения с тремя антрактами – такое способен выдержать только истинный ценитель, — подумала я и оказалась в итоге недалека от истины. Забегая вперед, скажу: после первого антракта в зале появились и первые «белые пятна» (а ведь начало представления произошло почти при аншлаге). А уж к четвертому отделению и вовсе осталось около трех четвертей от исходного количества зрителей.

Сюрприз № 2: начинается спектакль, гаснет свет, на сцене появляются первые герои и из их уст льется… литовская речь. Зал в унисон «вздыхает». Следующая мысль, которая приходит ко мне в голову: «А что ж вы хотели, уважаемые зрители? Театр-то литовский». Спасти ценителей искусства от непонимания сущности происходящего смогли титры, транслировавшиеся под самой крышей театра. И если из правой и левой ложи наблюдать одновременно за действом и за сменяющимися буквами было комфортно, то находясь на первом ряду партера, приходилось буквально «кивать головой»: то вниз на актеров, то вверх на экран. Это было испытано на себе: за время четырех действий я побывала на разных местах зрительного зала. Скажу честно: искала место, откуда лучше делать фотоснимки. Но, как известно, не надо на зеркало пенять, коли рожей не вышел.



Так, хватит «лирических» отступлений. Пора бы поговорить о самом спектакле. К моему удивлению, иностранная речь быстро перестает резать ухо. Вернее, на незнакомые слова уже не обращаешь никакого внимания, ловя «мозгом» образы целиком. Признаюсь, они (образы) настолько по-детски наивны и трогательны, что умиляет донельзя. Герои со своими переживаниями, проблемами и замыслами благодаря особой режиссерской трактовке воспринимаются как дети, не поделившие в песочнице игрушки, и, обиженные, зовущие на помощь маму. Наверное, только представив персонажей в детских образах, режиссер облегчил понимание глубоких причин их проблем зрителю.



Оказалось, что разделение на 4 части – не условное и не заданное временными рамками. В каждой части своя история любви. Первая часть: князь Мышкин очарован Настасьей Филипповной, вторая – пробуждение чувств князя к Аглае Епанчиной, третья – «любовь» Настасьи Филипповны к Аглае, четвертая – драматическое разрушение любовных терзаний через смерть главной героини. Наблюдая за некоторыми откровенными сценами, ловишь себя на мысли, что текст-то Достоевского, но такого не было в романе. Вернее, читая роман, мы представляли другие сцены: без этих полунамеков, без любовной окрашенности, без надрыва чувств и порою несколько странных взаимоотношений героев.



Декорации. Как и следовало ожидать, минимализм: массивные деревянные двери, железные детские кроватки да невзрачный стол в углу. В блёклых и «больных» цветах читается не просто любовь режиссера к Достоевскому, а какое-то беззаветное поклонение ему.

Отдельный герой постановки – музыкальное сопровождение. Молитвы (на русском!) и церковные перезвоны сменяются тревожными, нагнетающими нервозность звуками.



«Идиот» Някрошюса – глубочайшая по сути своей картина. Казалось бы, безоговорочное следование мотивам произведения Федора Михайловича, но при этом живое и актуальное режиссерское видение. Ходят слухи, что это последняя работа Някрошюса – после нее он планировал завершить с режиссурой. Думаю, если в этих домыслах есть правда, то становится ясно, откуда в постановке такой мощный надрыв – финальный аккорд.

Послевкусие от спектакля у меня вылилось вот в такую фразу: «В каждом человеке есть идиот. Вот только в ком-то его больше, а в ком-то меньше». Глядя на безупречную игру «центрального» актера (все роли были сыграны мастерски, но Мышкин был идеально органичен), у меня сразу возникло его сравнение не с Евгением Мироновым из фильма режиссера Хотиненко, а с Федором Бондарчуком из «Даун Хауса» Романа Качанова. Да-да, можете обвинить меня в попсовости и непонимании классики, но я до сих пор считаю эту роль Федора самой лучшей в его карьере, а сам «Даун Хаус» — оригинальным авторским видением. А после литовского спектакля мне сразу захотелось и заново пересмотреть другие экранизации «Идиота», и еще раз перечитать бессмертное произведение Достоевского.

Комментарии (25):

4
Подписаться
Последний комментарий к этой статье оставлен более 6 месяцев назад
Катерина Анисимова   9 ноября ’10   #
не знаю,может я чего и не поняла,но это пьеса сама по себе,а Россия 19 века и Ф.М.Достоевский это совершенно другая история.
Вы себе может.е представить барышню 19 века,бегающую по дому как горная козочка и от всей души ударяющую молодого человека по голове? Я лично нет.
Но может просто я чего не понимаю в искусстве
АкваМарина   9 ноября ’10   #
Катюш, там было очень много метафор — не только «удары по голове».
Достоевский— это классика.
Някрошюс — это режиссер-постановщик, передающий свое видение проблемы, поднятой в романе. Причем он уже успел прославиться в Европе нестандартными (и совсем не классическими) постановками.
    Вы себе можете представить барышню 19 века,бегающую по дому как горная козочка и от всей души ударяющую молодого человека по голове? Я лично нет.

И я тоже нет
А Вам совсем не понравилось, да?
Катерина Анисимова   9 ноября ’10   #
скажем так.
Если бы это был не Достоевский,то я была бы в восторге. Сама по себе это самобытно и интересно. Даже язык вполне понятен для меня.
Но Достоевский....мой любимый писатель 19 века и его мысль гораздо глубже. У него как раз эмоции проявляются в сдержанности. Я понимаю,что многое там это метфоры,аллегории,гиперболы,но относительно данного произведения они не уместны.Хотя актеры действительно очень любопытно жили в своих ролях,по крайней мере действительно с душой.
Хотя рассуждать можно долго-количество оставшихся до конца зрителей говорит само за себя.
АкваМарина   9 ноября ’10   #
Катюша, а как Вы относитесь к «Даун Хаусу»? Просто интересно.
Катерина Анисимова   9 ноября ’10   #
к моему стыду не смотрела. Обещаю исправиться
Катерина Анисимова   9 ноября ’10   #
только не надо ко мне на Вы. Попроще, пожалуйста
АкваМарина   9 ноября ’10   #
    только не надо ко мне на Вы

Извини. Больше не буду. Просто я «по умолчанию» ко всем незнакомым обращаюсь на «Вы».
    к моему стыду не смотрела

Не, стыда тут нет. Может, тебе лучше и не смотреть его — там слишком вольная трактовка «Идиота». Вдруг скажешь потом: поиздевались над Достоевским? Просто обычного человека этот фильм может оставить вполне равнодушным, а вот поклонника Достоевского может и задеть, наверное, за живое.

В общем, к чему это я: не говори потом, что это я тебе насоветовала посмотреть
Катерина Анисимова   9 ноября ’10   #
ну я же не говорю,что я настолько уж ханжа в литературном плане. Вполне может,что мне этот фильм и понравится. Попробую во всяком случае посмотреть, а там видно будет.
АкваМарина   9 ноября ’10   #
Хорошо. Потом расскажи, понравилось или нет?
Катерина Анисимова   10 ноября ’10   #
обязательно. напишу в личном сообщении,а то и так все комментарии засорили
АкваМарина   10 ноября ’10   #
ОК. Мы не засорили — мы по теме общаемся))
Саша_Белый   10 ноября ’10   #
    Скажу честно: искала место, откуда лучше делать фотоснимки. Но, как известно, не надо на зеркало пенять, коли рожей не вышел.


Это Вы на актеров ругаетесь или на саму себя?...
Дмитрий   10 ноября ’10   #
Театр, Достоевский, 5 часов, на литовском...
Да уж, «...есть женщины в русских селеньях...» Я бы не смог. А вот это:
    драматическое разрушение любовных терзаний через смерть главной героини

Для меня Достоевский в школе (да и сейчас тоже), как обе теории относительности Эйнштейна для аборигенов Папуа-Новая Гвинея. Страшно, длинно и непонятно. Вот я бездуховность, правда?
Катерина Анисимова   10 ноября ’10   #
    Для меня Достоевский в школе (да и сейчас тоже), как обе теории относительности Эйнштейна для аборигенов Папуа-Новая Гвинея. Страшно, длинно и непонятно. Вот я бездуховность, правда?

не правда Достоевский действительно для понимания сложен. Особенно если в школе литературу преподает учитель,который сам Достоевского не понимает. А потом самому и перечитывать не хочется.
Не многие сейчас любят этого писателя
АкваМарина   10 ноября ’10   #
    Это Вы на актеров ругаетесь или на саму себя?...

Это я сокрушаюсь своим неумением делать качественные снимки со сцены.
    Особенно если в школе литературу преподает учитель,который сам Достоевского не понимает.

Катюш, ты права! Мне очень повезло: у меня была замечательная преподавательница русского языка и литературы — Земскова Татьяна Николаевна. Спасибо ей огромное! И дай Бог здоровья и долгих лет жизни!
читатель   10 ноября ’10   #
    продолжительность спектакля (не упомянутая нигде) более 5 часов


Прикольно: не упомянутая нигде, кроме кучи статей в интернете. По первой же ссылке можно прочитать и про пять часов, и про язык. В любой профессии (в том числе и в профессии журналиста), по-моему, есть такое понятие, как «подготовка». Или таким себя уже не утруждают?..
Катерина Анисимова   10 ноября ’10   #
Извините,конечно,уважаемый читатель,но АкваМарина явно знала сколько длится спектакль,так как она в принципе знает о творчестве этого режисера,а значит и вполне могла знать и о длительности конкретно этого спектакля. А под нигде неупомянутой длительностью она имела в виду то,что обычному зрителю,который идет на спектакль, афишей о его длительности не было сообщено
АкваМарина   10 ноября ’10   #
Уважаемый читатель, спасибо за замечание.
Хорошо, когда люди внимательно читают отчеты и обращают внимание на мелочи. Разумеется, во всех интернет-ресурсах было упомянуто, что спектакль длится 5 часов. Однако я взглянула и на афиши спектакля, размещенные в рязанских интернет-СМИ. В большинстве из них было указано такое время: 17:00-19:00. И сей факт заставил меня предположить, что в Рязань привезут некую «урезанную» версию. В итоге до конца уверенной в продолжительности, равной пяти часам, я не была. Ну, а зрители тем более))

    В любой профессии (в том числе и в профессии журналиста), по-моему, есть такое понятие, как «подготовка».

Вы совершенно правы!
Mystery   11 ноября ’10   #
«после первого антракта в зале появились и первые «белые пятна» (а ведь начало представления произошло почти при аншлаге)» — это как раз и свидетельствует о том, что народ не был осведомлен о 5 часах, и самые нетерпеливые (занятые(?)) поспешили сбежать . Мало кому из обычных зрителей, не относящих себя к ярым поклонникам творчетсва данного режиссера, пришло бы в голову узнать о длительности спектакля, ибо по большей части в театр люди идут отдыхать (а тут оппаньки и 5 часов вам отдыха =D)
АкваМарина   11 ноября ’10   #
С днем Рождения, Федор Михайлович!
Юлия   18 декабря ’10   #
Ой, какая прелесть! Значит, это вы сидели справа от меня в третьем действии. А я-то смотрю на последний снимок (прошу прощения, сначала снимки проглядела, потом читать начала), ничего понять не могу — так похож на мой! ) И как же я рада, что вам понравилось! Учитывая, что вообще-то из всех 12 уже раз, что я этот спектакль смотрела, этот был, пожалуй, самым слабым — устали они все как собаки после нескольких гастролей подряд. Ай-ай! Приятно.
То, что зрители уходят — это нормально. С Някрошюса всегда уходят, с каждого действия. А те, что остаются, подтягиваются поближе и уж смотрят во все глаза.
Не думаю, что спектакль будет последним в творчестве режиссера, во всяком случае, о премьере «Калигулы» в Москве с Евгением Мироновым уже объявлено официально.
Катюша, я, кстати, тоже люблю Достоевского, но «Идиота» для себя открыла только на этом спектакле. И не детское мне там видится, и не история любви, а именно то, что он и писал: история о человеке, подобном Христу, который сам себя таковым, быть может, и не осознает, но живет точно по заповедям. Любит — всех. Понимает — всех. Прощает — всех. Видели: Ганичка его ударил, а он кидается сочувствовать, мол, как стыдно вам потом будет. Руками Иволгина слезы себе утирает, и тот, потрясенный, в свою очередь, руки его целует. Только очень тяжело так жить. Потому что остальные-то хотят — только для себя. Каждый на эту его ласку откликается, и каждый хочет этого «идиотика» себе присвоить, и рвут на части, буквально рвут, как в этой сцене в четвертом действии — «у стола», не стесняясь, прямо при нем его делят. А финал помните? Где еще так ясно и емко: они с Рогожиным как двойники, и с места на место пересаживаются, и бьют друг друга, не глядя, наотмашь — с одинаковым чувством, потому что он и Рогожина понимает, как себя понимает, и любит, и вину с ним готов разделить. А еще мне страшно нравится — что финал в спектакле открытый. Что нет этой кошмарной сцены в больнице. Это еще у вас в Рязани больше было сумасшествия, гораздо больше, чем обычно. А на том же питерском в этом году — ну нет этого падения в безумие, несмотря на ползающие носилки, мяуканье и прочую «белочку». Память. Память о ней, о Настасье Филипповне — прекрасной, беспокойной, странной. Вот они стоят вдвоем: «Не отдадим?» — «Не отдадим!»
Мне так странно читать после этого спектакля, что у Някрошюса: «богооставленный мир». Да если кто у нас сейчас планку высоты держит, так это он. Побывала я тут у фоменок на «Носорогах» — о, где чернуха-то!..
АкваМарина, снимки у вас, однако, оч-чень хорошие — для человека-то, который в первый раз на спектакле, вполне себе интересные моменты поймали. Про техническое качество снимка я уже не говорю. Зеркалкой снимаете, да? Эх, куда нам, нелегалам
АкваМарина   18 декабря ’10   #
Юлия, спасибо Вам большое за развернутый комментарий! Очень приятно, когда кто-то вот так пропускает через себя спектакль, буквально живет им.
    история о человеке, подобном Христу, который сам себя таковым, быть может, и не осознает, но живет точно по заповедям

И это абсолютная правда.
Ядвига :   18 декабря ’10   #
Одна из целей писателя и была — показать каким «идиотом» будет выглядеть такой человек в современном (автору) обществе
АкваМарина   18 декабря ’10   #
Да такой человек и при Достоевском, и сейчас будет считаться идиотом. Либо мир такой «эгоистичный», либо жить по заповедям — не актуально (никогда, похоже).
Багира   18 декабря ’10   #
© 2007—2019, REST-PORTAL.RUmail@rest-portal.ruОбратная связьРеклама на сайте
Использование материалов сайта REST-PORTAL.RU разрешено только со ссылкой на источник.
Все права на изображения и тексты в разделах сайта принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет.
Пользовательское соглашение

Создание и поддержка сайта — Pbcdesign.ru